Грамматические навыки в продуктивных
видах РД.
В настоящее время под грамматическим
навыком говорения понимают стабильно
правильное и автоматизированное, коммуникативно мотивированное использования грамматических явлений в устной речи. Такое владение грамматическими
средствами языка основывается на речевых динамических стереотипах (термин Л.В. Щербы).
Основными
качествами грамматического навыка говорения является:
1) автоматизирование; 2)
целостность в выполнении грамматических операций; 3) единство формы и значения; 4) ситуативная и
коммуникативная обусловленность его
функционирования.
Грамматические навыки,
обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок
слов) во всех типах предложений в устной речи можно определить как синтаксические
речевые навыки.
Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формоупотребление слов в
устной речи можно назвать речевыми
морфологическими навыками. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежного окончания существительных и их детерминантов,
прилагательных и местоимений, личных окончаний глаголов.
Морфологические и синтаксические
речевые навыки письменной речи при совершенном владении языком имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки плюс те, что
обусловлены письменной формой речи -графические
и орфографические навыки.
Эти навыки отличаются от
устно-речевых, прежде всего тем, что они носят более дискурсивный аналитический характер в силу
специфики письменного
вида речи. Процесс фиксации на письме речевого произведения позволяет возвращаться к написанному, останавливаться
на нем, анализировать, исправлять,
уточнять, используя орфографическо-грамматические правила.
Основные
этапы работы над грамматическим материалом.
Выделяют
4 основных этапа работы над грамматическим материалом:
1) этап презентации (введения)
грамматического материала и создание ориентировочной основы для
последующего формирования навыка.
Форма презентации - устная или
письменная - выбирается с учетом следующих
факторов:
1) стадии обучения (начальная, средняя, старшая). На
начальной стадии обучения
устная форма презентации предпочтительнее письменной; на старшей - письменную
предпочитают устной; на средней ступени -введение грамматического
материала происходит в зависимости от характера грамматических явлений: более сложные вводятся в
письменной форме, простые - в устной.
2) трудности (сложности) грамматического
материал. Следует строго соблюдать принцип одной трудности: все, кроме
вводимого грамматического явления, должно быть учащимся хорошо известно в данном предложении (образце).
3) цели усвоения (активный или пассивный
грамматический материал). Установка на активное владение требует более раннего включения данного явления в устно-речевую деятельность.
Характер (способ) ознакомления с
грамматическим материалом может быть
различным:
1) чисто практическим
(индуктивным), когда учащиеся, знакомясь с новым грамматическим явлением в
РО и понимая, в целом, его значение из контекста
(предложения), осмысливают его самостоятельно (т.е. устанавливают наиболее существенные его признаки) и затем по аналогии с образцом выполняют грамматические действия
имитативно.
Преимущество данного способа в
том, что он активизирует учащихся, развивает языковую догадку. Кроме того, последующие
образцы учащийся формирует по аналогии, без использования соответствующих
правил, что значительно облегчает
формирования стереотипа в строго заданных пределах.
Наглядность, простота приемов, исключение дискурсивности в усвоении грамматического материала также являются
достоинством данного способа. К нему
часто прибегают в самом начале обучения языку при овладении простыми по своей психологической
структуре грамматическими навыками,
требующими выполнения элементарных речевых действий. Вместе с тем, этот способ ознакомления с
грамматическими явлениями имеет ряд
отрицательных сторон: затруднено отчетливое осознание всеми учащимися механизма образования и употребления
особенно сложного по
своей структуре
грамматического явления, т.е. учитель не
может быть уверен, что все учащиеся поняли
грамматическое явление одинаково. Грамматические
навыки в рецептивных видах^гониф^
аудирования.)
Под рецептивными грамматическими
навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию
грамматической информации
(морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном
тексте. Поскольку рецепция устного и письменного текста может иметь место как при активном так и
при пассивном знании языкового
материала, рецептивные грамматические навыки следует классифицировать на рецептивно-активные
и рецептивно-пассивные грамматические навыки чтения и аудирования. Из
сказанного следует, что термин «рецептивные навыки» нельзя отождествлять только с термином
«пассивные навыки», они могут быть и рецептивно-активными при чтении и слушании текста, материалом
которого учащиеся владеют активно.
Рецептивно-активные грамматические навыки аудирования базируются на речевых
автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.
Рецептивно-активные
грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов
этих явлений с их значениями.
Степень совершенства
индивидуально-речевого опыта выражается в наличии прочных и развитых слухо-речемоторных и
зрительных образов с их значением в
долговременной памяти человека.
Наряду с активно-рецептивными
речевыми грамматическими навыками у учащегося должны быть сформированы также пассивно-рецептивные
навыки (в рамках пассивно усваемого
грамматического материала).
К
таким навыкам относятся:
1) навык узнавания и понимания грамматических явлений
в тексте на
основе имеющихся в памяти образов,
созданных в процессе формирования и
развития читательского опыта. Этот вид грамматических навыков
формируется в процессе обильного легкого чтения.
2) дискурсивно-операционные
языковые грамматические навыки анализа (аналитического декодирования) грамматической
информации текста.
Они формируются
в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста и использования
элементов анализа грамматических
явлений. Этот способ не всегда экономичен во времени, т.к. для правильного понимания каждого
исключения в способах образования необходимо приводить достаточно большое количество
примеров.
2) Теоретико-практический (дедуктивный) способ
введения
грамматического материала. Он применяется при введении и тренировке
сложных грамматических явлений и
предполагает вначале формулировку
правила, предъявление модели, а
затем анализ конкретных примеров,
речевых образов. В настоящее время
существует тенденция использования
дедуктивного пути применительно к
обучению рецептивной грамматике.
К
достоинствам этого способа можно отнести следующее:
1) он создает условия для более точного и
осмысленного понимания всеми
учащимися способов образования и
сферы употребления данного явления;
2) позволяет предупредить и сознательно преодолеть
отрицательное
влияние родного языка;
3) дает возможность формировать
речевой навык в ИЯ путем «проб и ошибок» и не только в строго детерминированных условиях
(по аналогии с РО), но более творчески и
самостоятельно;
4) он более экономичен во времени,
т.к. сокращает количество примеров, необходимых
для формирования стереотипа по аналогии;
5) позволяет широко
использовать схематическую наглядность.
При введении грамматических
явлений следует:
1) проанализировать его с точки
зрения трудности его усвоения на основе сопоставления с родным языком и ранее изученным
грамматическим явлением;
2) подобрать речевые ситуации,
наиболее удачно раскрывающие значение грамматической структуры^Широко использовать наглядность
- предметную наглядность,
физическую (действия), рисунки, краски, всевозможные схемы;
ф
четко и лаконично сформулировать правило:
а) если это правило-инструкция
- то указать на те действия, которые нужно осуществить для достижения определенной цели,
чтобы употребить грамматическое явление
или распознать его;
в) если это правило-обобщение,
то оно должно дополняться схемой или рисунком, чтобы привести в систему
какие-то разрозненные сведения о грамматических
явлениях.
Правила должны распространяться
на большое число однородных грамматических явленийдЦеобходимо провести контроль понимания правила.
Целью данного этапа должны быть
не только презентация и ознакомление учащихся
с данным явлением и теоретическая ориентировка на основе усвоения правила, но и первичное выполнение
грамматических действий в соответствующих
упражнениях. Если при практической ориентировке эту функцию выполняют имитативные, в большинстве случаев
подстановочные, УРУ по образцу, то
при теоретико-практическом способе ориентировки наибольшую пользу могут принести языковые аналитические и так называемые
предречевые грамматические упражнения.
Второй этап работы над грамматическим материалом - . формирование
речевых грамматических навыков путем автоматизации их в устной
речи. Это - самый важный этап. Задача его состоит в том, чтобы придать тренировке грамматического явления речевой
характер, учитывая трудности, вызванные
интерферирующим влиянием соответствующих навыков родного языка, отсутствием
языковой среды и ограничением речевой практики.
В этом этапе выделяют два взаимосвязанных периода: \) период стереотипизацш (стандартизации) речевых грамматических действий с целью создания достаточно автоматизированных
и прочных (стабильных) речевых связей
между грамматической формой и ее функцией в речи путем многократного повторения грамматического явления в сходной ситуации без варьирования. Цель этого периода -
добиться сформирования
речевого
стереотипа, как основы для создания важнейшего качества навыка -
переноса речевых действий в сходные речевые
ситуации. Основным типом упражнений для формирования таких прочных речевых грамматических навыков являются условно-речевые
ситуативные однотипные упражнения.
2) период - варьирующий. Цель его -
в формировании лабильных качеств речевого грамматического навыка в вариативных условиях
речевой тренировки с опорой на варьируемые в определенных пределах ситуативные
условные грамматически
направленные и подлинно речевые упражнения. Мы на этом этапе добиваемся гибкости
навыка, способности к переносу.
Для тренировки используется
комплекс языковых и УРУ в определенной последовательности:
1) Дифференцировочные.:
* В каком из 2-х предложений вы бы
употребили данное время (на рус.)
* Угадайте, какую ситуацию я
описываю (у учащихся несколько картинок)
2) Имитационные:
* Скажите,
что вы тоже выполняете эти действия; подтвердите.
3) Подстановочные:
* Выберите из таблицы те
предложения, которые соответствуют действию.
* Расскажите о своем товарище по
образцу
4) Трансформационные:
* Опровергните высказывание.
* Дополните предложение,
используя...
* Выразите ту же мысль иначе
Упражнениям следует придавать
коммуникативный характер, в т.ч. за счет игровых
приемов и наглядности.
Этап автоматизации предполагает создание ситуаций,
которые мотивировали бы учащихся
использовать в речи изученные грамматические явления.
Этот заключительный период
формирования речевых грамматических навыков является одновременно начальным периодом третьего
этапа -включения
навыка тренируемого грамматического явления в речевые умения монологического и диалогического говорения.
4-й
этап - Развитие речевых умений.