Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Возраст сайта

                          Обучение письму.   

Краткая психологическая характеристика письма как одной из форм письменного общения

            Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. Письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны.

 Термин «письмо» понимается здесь в широком смысле слова. Это и одна из форм письменного общения, и техника письма, включающая графику, каллиграфию, орфографию и пунктуацию.

            Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний.

            Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внутренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и организация их в грамматически оформленные предложения, абзацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, комбинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых действий развертывается в соответствии с коммуникативным намерением автора.

            Механизм внутренней речи, т.е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль. При построении письменного текста автор следует определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат.

            При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. В процессе говорения действует переход от слова, произносимого про себя, к слову, произносимому вслух.. Пишущий сначала представляет себе или воспринимает (при записи со слуха) те звуковые комплексы, которые подлежат фиксации. Затем он соотносит их с соответствующими графемами. При порождении письменного высказывания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующими фонемами.

            Внутренняя речь имеет разную степень интенсивности, что зависит от уровня владения языком и сложности порождаемого высказывания.

            Из всех форм устного и письменного общения письмо и говорение наиболее взаимозависимы. Тесная связь между ними проявляется не только в близости моделей порождения, но и в корреляции психологических механизмов - речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а также в использовании таких анализаторов, как зрительный, речедвигательный, слуховой, т. к. сначала « мы пишем под диктовку собственного голоса, затем просматриваем и мысленно произносим написанное, вслушиваясь в ритм и интонацию». (Хегболд)

            Письмо как дистантная форма общения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного текста общностью языковых средств и ситуацией непосредственного общения, оно лишено и паралингвистических средств, которые значительно облегчают устное общение. Следовательно, письменный текст должен быть более развёрнутым, логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбором лексических и грамматических средств. Знаки пунктуации выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи» (Колшанский Г.В.) Используя пунктуационные знаки, пишущий обращает внимание реципиента на те факты, которые он считает особо важными. Наиболее часто встречаются восклицательные знаки со скобками, разные оттенки дополнительной информации передаются с помощью многоточия, двух восклицательных знаков, сочетанием восклицательного и вопросительного знаков и др.

            Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:

ü  композиционно-структурной завершённостью и логико-смысловой структурой;

ü  единством начала,  центрального блока и  заключительной части;

ü  соотнесённостью заголовка с содержанием;

ü  индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента;

ü  предметным содержанием;

ü  коммуникативными качествами;

ü  монообъектными или полиобъектными связями.

В отличие от говорения или слушания письмо - процесс более медленный, т.к. при порождении высказывания пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его. Из-за возможности возврата к тексту с целью контроля и исправления написанного многие авторы считают письмо более лёгкой речевой деятельностью и рекомендуют переходить от слушания и говорения не к чтению, а к письму как надёжному средству для совершенствования форм устного обучения (аудиовизуальный метод).

            Связь письма с чтением объясняется тем, что обе формы общения базируются на графическом коммуникативном коде, хотя преследуют при этом разные цели. Письмо является не только способом контроля прочитанного, но и средством обучения чтению. Автоматизация звукобуквенных соответствий, закрепление с помощью письменных упражнений материала разных уровней языка совершенствует технику чтения и способствует успешному развитию умений извлекать и фиксировать информацию из печатного текста.

            Цели обучения письму.

Письмо как цель обучения предусмотрено в Программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.

            По окончании начального этапа обучения должны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в письменной речи. На материале предложений и несложных текстов учащиеся должны научиться:

·         поздравлять с праздниками, днём рождения;

·         правильно писать своё имя, имя адресата, дату и адрес;

·         начинать и заканчивать письмо;

·         использовать печатный текст как основу для составления плана, вопросов и др.

·         описывать несложные рисунки в учебнике.

Средний этап должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяются тематика и объём письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения на данном этап должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на материале аутентичных текстов: образцах эпистолярного типа - текстов писем, открыток, а также статей из газет и журналов для подростков с целью использования их в качестве образцов для развития следующих умений:

Обучение на старшем этапе предполагает достижение высокого уровня в области письма, что выражается в улучшении качественных характеристик письменного текста, в расширении тем и проблем общения, в увеличении степени самостоятельности учащихся. На всех этапах обучения развиваются стратегические умения, к основным из которых относятся следующие:

§  использовать текст-образец в качестве информационной и языковой опоры;

§  сверять написанное с образцом;

§  обращаться к справочной литературе и словарям;

§  пользоваться перифразой;

§  упрощать письменный текст;

§  использовать слова-описания общих понятий;

§  прибегать к синонимическим заменам;

§  связывать свой опыт с опытом партнёра по общению.

Развитие техники письма.

Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации.

 Формирование навыков графики и каллиграфии осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия (от греч.kalligraphia - красивый почерк) связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).

            В целом  в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:

*        правильное написание прописных и строчных букв;

*        владение буквосочетаниями и звукобуквенными соответствиями;

*        корректное написание наиболее употребительных слов, вошедших в продуктивный словарь учащихся; правильное употребление точки, запятой, восклицательного и вопросительного знаков в конце предложения.

Одновременное обучение письму и чтению позволяет эффективно овладеть звукобуквенными соответствиями. Чтение выступает как надёжное средство развития навыков письма.

Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:

Ø  начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному в печатном и прописном вариантах;

Ø  списывание с выполнением определённых заданий: подчёркивание указанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, подбор синонимов или антонимов к указанным словам;

Ø  звукобуквенный и слоговой анализ (с использованием настенных таблиц, разрезной азбуки). В результате выполнения этих упражнений учащиеся должны научиться чётко различать буквы и звуки, делить слова продуктивного минимума на  слоги;

Ø  группировка слов по определённым признакам (например, запись в два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами, выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, и др.);

Ø  конструирование слов из букв и слогов.

 

Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых в конкретном языке. Различают морфологический, фонетический исторический и иероглифический принципы обучения орфографии.

 Сущность морфологического принципа заключается в том, что каждая значимая часть слова - приставка, корень, суффикс - пишется всегда одинаково, независимо от фонетических условий, в которые они попадают.

 Фонетический принцип (как слышишь, так и пишешь) подчинён морфологическому, как пишутся, только тогда, когда это не противоречит написанию морфем. Эти два принципа лежат в основе немец кой орфографии.

Сущность исторического принципа состоит в том, что написание отдельных слов не соответствует морфологическим или фонетическим фактам современного языка и оправдываются лишь исторически (Theatre, Physics). Исторический принцип написания характерен для английского и французского, что значительно осложняет формирование орфографических навыков в этих языках, т.к. слова, обусловленные историческим принципом написания, должны заучиваться наизусть.

Иероглифический принцип (смыслоразличительный) заключается в том, что одинаково звучащие слова пишутся по-разному, для того, чтобы их можно было различить по буквенному составу (meet - meat).

Орфографические навыки формируются в процессе речевой деятельности на основе полного понимания и выполнения комплекса упражнений общего и специального назначения. В первую группу входят лексико-грамматические упражнения, которые выполняются письменно. Они предназначены не только для обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения - лексики, грамматики, фонетики, а тем самым для развития всех форм общения. К специальным упражнениям, развивающим навыки орфографии, относятся:

§  копирование текста, т.е. списывание с целью усвоения основных правил орфографии и пунктуации;

§  списывание, осложнённое дополнительными заданиями. Например: подчёркиванием указанных букв или буквосочетаний, заполнением пропусков недостающими буквами или словами с трудным написанием и др.. Списывание с дополнительными заданиями практикуется на всех этапах обучения, но наибольшее применение оно находит на начальном этапе;

§  группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; производных слов с указанным суффиксом и т.д.);

§  орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото и др..);

§  диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, самодиктант.

               Слуховой диктант должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.

               Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объёма, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.

               При проведении зрительно- слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.

               Самодиктант сводится к записи учащимися текста или стихотворения, выученного наизусть. О предстоящем диктанте следует предупреждать заранее, т. к. установка на преднамеренное запоминание правил орфографии способствует закреплению формы написания и устранению типичных для данного класса ошибок.

               Методика обучения письму как одной из форм общения

Обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений.

               Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросоответным умениям, выборочному переводу, заполнению пропусков недостающими словами, которое имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует; конструированию предложений.

               Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания. В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:

§  передача в письменном высказывании главной мысли;

§  выбор способа передачи главной мысли - индуктивный или дедуктивный;

§  передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;

§  правильное (нормативное и узуальное) оформление текста;

§  использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;

§  выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;

§  соблюдение логики изложения;

§  учёт социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи;

§  умение показать культуроведческую осведомлённость в письменных текстах страноведческой направленности.

Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учётом сложности содержания, объёма текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:

1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):

*        воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам);

*        письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки, план;

*        составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений;

       2) репродукция содержания с опорой на текст:

*        письменные вопросы к тексту;

*        составление плана;

*        дополнение или сокращение текста;

*        озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;

*        трансформация диалога в монолог;

*        видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);

*        характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте;

3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:

*        описание картины, открытки, фрагмент кино-, диафильма;

*        написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма;

*