Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Возраст сайта
 Обучение говорению

Краткая психологическая характеристика говорения

.

Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемый средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.

            Все функции устного общения – информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная – осуществляются при этом в тесном единстве.

            Говорение, как и аудирование, характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения аффектного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Этот переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.

            Учеными (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) признается и трехфазность структуры речевых действий: фаза планирования, фаза осуществления, фаза контроля.

            Фаза планирования связана с формированием интенции. Речевое намерение возникает под влиянием окружающих нас предметов и явлений, наших представлений и чувственных переживаний. Они создают основу предречевой фазы и способствуют формированию суждения.

            Мотивы оказывают большое влияние на успешность реализации задач этой фазы. Мотивы задают варианты поведения, а интенция определяет цель общения, отбор и комбинацию вербальных и невербальных средств из ряда допустимых вариантов.

            А.Н. Леонтьев делит мотивы на две группы: мотивы-цели, являющиеся смыслообразующими, и мотивы-стимулы, выполняющие роль побудительных факторов. Мотивы-цели являются ведущими, так как они осознаются субъектом в качестве общей цели деятельности, делают её значимой, придают ей личностный смысл деятельности. Мотивы-стимулы представляют собой группу вторичных факторов, побуждающих деятельность, и субъектом деятельности не осознаются.

            Формирующая фаза (или фаза осуществления) представлена в говорении «в виде свернутых внутренних действий по программированию и структурированию речевого высказывания в соответствии с замыслом) (Зимняя И.А.). Здесь функционирует операционный механизм внутреннего оформления, обеспечивающий актуализацию вербальных средств, грамматическое структурирование фраз и их трансформацию.       Мысль, как утверждают психологи, появляется при возникновении определенной проблемы или конфликта и формируется под влиянием обстановки, возникающих задач и целей общения, а также внутреннего состояния человека.

            Процесс движения от мысли к слову связан с ориентировкой ситуации и речевым планированием, т.е. прогнозированием предстоящего текста.

            Речемыслительный процесс на этом этапе происходит во внутренней речи, которая является орудием осуществления мысли, связующим звеном между интенцией, внутренним планированием и развертыванием мысли. Внутренняя речь на иностранном языке зависит от степени владения им и имеет более развернутую форму в начале обучения. На начальном этапе обучения внутренняя речь помогает формированию фразовых стереотипов и развитию речевого слуха, особенно фонематического.

            Фаза контроля начинается на уровне определения общего семантического образа. Контроль собственного высказывания имеет место на всех этапах порождения речи, слух же, как часть этого следящего устройства возникает на уровне громкой речи.

            Для решения методических задач важное значение приобретают положения о результате говорения, который определяется как ответное действие участника общения вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу или спустя некоторое время. Этот результат проявляется в реакциях, действиях, поведении слушающего и реализуется в его практической деятельности.

            Из краткого анализа психологических предпосылок обучения говорению можно сделать вывод о том, что успешность развития данной формы общения зависит:

а) от сформированности технических навыков говорения – наличия фонетических и лексико-грамматических автоматизмов, редукции внутренней речи, умения пользоваться эквивалентными заменами и ассоциациями;

б) от создания мотивов учения;

в) от реализации ситуативной обусловленности;

г) от прогнозирования зон интерференции и переноса.

 

Факторы, определяющие успешность обучения говорению.

 

            Успешность обучения говорению зависит:

            - от индивидуально-возростных особенностей учащихся;

            -от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса;

            -от умения пользоваться стратегиями устного общения;

            -от лингвистических и дискурсивных характеристик текстов;

            -от условий обучения (наличия ТСО, ситуативной обусловленности и проблемности упражнений, парно-групповой организации занятий).

            Обратимся к более подробному анализу перечисленных выше факторов.

            Индивидуально-возрастные особенности учащихся.

            Возрастная психология выделяет три группы школьников.

            Младший школьный возраст (1 -4 классы) отличается наиболее сильной работой механической памяти. Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное с яркой эмоциональной окрашенностью. Младшие школьники стремятся заучивать все наизусть или воспроизводить близко к оригиналу. Для детей этого возраста характерна большая потребность в движениях, неудовлетворение которой ведет к быстрой утомляемости и потере интереса.

            Обучение устному общению на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают возможность ребенку подражать увиденным сценам и отношениям людей уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевые. При инсценировании сказок дети легко идентифицируют себя с любыми персонажами, в том числе и с животными.

            Из упомянутых выше особенностей следует сделать два вывода: во-первых, необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал, во-вторых, правильно предъявлять его, как можно раньше вводить упражнения, приучающие к видоизменению и комбинированию усвоенного, в-третьих применять приемы концентрации внимания и в-четвертых, производить частую смену приемов обучения.

            Для среднего возраста (5 – 7 классы) характерны выраженные в разной форме элементы «взрослости», которые проявляются в стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении контролем за выполнением работы. Эта возрастная группа не только строит картину мира, но и вырабатывает собственное отношение ко всему, что знает и видит. Интересы школьников этой группы приобретают более устойчивый характер, начинает формироваться профессиональная ориентация, которая окончательно определяется в старших классах.

            У подростков происходят изменения в развитии памяти. Она приобретает  опосредованный логический характер. У подростков наблюдается склонность к рассуждениям, эмоциональность, впечатлительность, чувство осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу.

            В усвоении материала и развитии речевых умений все большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение.

            Повышенная общительность подростков положительно сказывается на организации группового и парного общения, на проведении коммуникативных игр.

            Старшеклассники (8 – 12 классы) отличаются высоким культурным уровнем и кругозором, определившимися склонностями и интересами, самостоятельностью, умением сосредоточиться, отрицательным отношением к механическим приемам закрепления.

            Мышление старшеклассников характеризуется способностью работать планомерно и по правилам, т.е., с одной стороны, оно является детализирующим, а, с другой – генерализирующим, связывающим.

            Интерес старшеклассников меньше всего связан с внешней занимательностью. Особый интерес у них вызывает проблематика нравственных ценностей человеческих отношений, им нравятся такие темы и тексты, которые позволяют сопоставить разные точки зрения, высказать собственное суждение, спорить и дискутировать.

            Успешное обучение говорению связанно у учащихся этого возраста с более совершенной организацией материала и применением картин, рисунков,  звукового кино и видео.

            Ситуативная обусловленность обучения говорению.

            Успешность устного общения зависит:

   а) от наличия желания вступить в контакт, т.е. реализовать возникшее речевое намерение, позволяющее установить взаимопонимание с другими людьми;

    б) от степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и от умения употреблять их в соответствующих ситуациях общения;

   в) от владения набором речеорганизующих формул, необходимых для совершения вербальных процедур,- начинать, продолжать, завершать диалог, перехватывать инициативу, изменять тему. ции,

            Из перечисленных условий особый интерес вызывают ситуации, что объясняется не только их практическим назначением – способствовать возникновению мотива и потребности высказывания, помогать выдвижению гипотез и предположений – но и свойством активизировать мыслительную деятельность, приближать учебный процесс к естественному речевому общению.

            Д. Вундерлих выделяет 8 компонентов ситуации: 1) говорящий; 2) партнёр по общению; 3) время высказывания; 4) место высказывания; 5) когнитивное содержание высказывания; 6) фонолого-синтаксические особенности; 7) предпосылки, из которых исходит говорящий (предполагаемые знания о партнёре); 8) речевое намерение говорящего.

            Пространственные и временные компоненты связаны с выполнением определённого вида деятельности и во многом определяют тему общения, а также выбор языковых средств, манеру и тональность общения. В таких ситуациях следует руководствоваться нормами и правилами поведения, характерными для определенной культуры.

          Результаты ориентировки в собеседнике отражаются в структуре, объёме высказывания, а также в отборе языковых средств.

            Учебный процесс не может провести учащихся через все возможные, реально существующие ситуации общения, поэтому умения говорения должны формироваться в условиях учебных коммуникативных ситуаций, моделирующих и имитирующих реальное речевое общение.

            Учебная ситуация представляет собой совокупность условий, побуждающих учащихся к выражению мыслей и использованию определённого языкового материала.

            Учебная ситуация отличается от естественной определённой детализацией в описании компонентов ситуации, наличием вербального стимула, возможностью многократного воспроизведения, наличием опор.

            Большое значение для обучения устному общению на старших этапах имеют систематически преднамеренно создаваемые проблемные ситуации. При организации учебного процесса следует стремиться к тому, чтобы упражнения и ситуации содержали как можно больше проблемных вопросов, позволяющих учащимся высказывать противоположные точки зрения, спорить и убеждать. Активное участие в решении проблем повышает интерес к занятию языком, а удовлетворение от самостоятельно найденного решения является сильным мотивирующим фактором, развивающим умственную деятельность.

 

            Требования к построению учебного процесса в аспекте обучения говорению.

      В современной методике на смену фронтальной работе на уроке всё более активно приходят социальные/интерактивные формы обучения. Выполняя парные, групповые задания учащиеся сосредотачивают своё внимание не на языковой форме высказывания, а на содержании. Важна при этом цель совместной деятельности – узнать новую информацию, оценить её, взять интервью, сообща обсудить проблемные задания, сопоставить разные точки зрения, принять участие в дискуссии или коммуникативной игре, совместно сделать проект. В процессе выполнения интерактивных заданий учащиеся проявляют творчество и самостоятельность. Кроме того, происходит развитие личности школьника, его умений взаимодействовать с другими людьми.

            Реализация речевого намерения связана с использованием  коммуникативных стратегий, помогающих найти выход  из затруднений в процессе общения, чтобы помочь себе самому заполнить пробел в лингвистической компетенции. К основным из этих стратегий относятся:

 - возвращение к сказанному (Извините, я начну сначала);

 - парафраз ( Я выражу это иначе );

 - замена на:

    а) общее слово ( вещь, человек );

    б) местоимение ( это, оно, они, что-то );

    в) более общее понятие ( дерево вместо дуб );

    г) синоним ( дискуссия вместо дебаты );

- описание при помощи:

    а) общих физических качеств ( цвет, размер );

     б) специфической черты ( У него четыре ноги );

 - показ (Вот смотрите, что я имею в виду);

 - жесты, мимика, звуки;

 - просьба помочь (Скажите, пожалуйста, снова, как это называется).

 

Диалогические/монологические тексты и их коммуникативные цели.

 

   Характеристика диалогического текста.     

В модели коммуникативного акта принимают участие два лица, между которыми происходит многократный обмен мнениями, т.е. каждый из коммуникантов становится то отправителем, то получателем информации. Эту постоянную смену говорящего и слушающего лингвисты считают  основной отличительной чертой диалога.

            Второй характерной чертой диалога является эллиптичность. Наличие единой ситуации, контактность собеседников, широкое использование невербальных элементов способствуют возникновению догадки, позволяют говорящим сокращать языковые средства. Л. С. Выготский писал о принципе сохранения предикативности в диалогической речи: « В случае наличия общего подлежащего в мыслях собеседников понимание осуществляется сполна с помощью максимально сокращённой речи с крайне упрощённым синтаксисом». Однако закон экономии не распространяется на выражение эмотивности речи, она не подлежит компрессии и получает своё полное выражение.

            Стремление к использованию избыточных языковых средств отражает ещё одну специфическую тенденцию диалогической речи.

            Диалогу свойственна спонтанность, которая обусловливает использование клише, разговорных формул, а также нечёткую «свободную» оформленность фраз; эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, готовых фраз и разговорных формул.

            Первоэлементами диалога являются реплики различной протяжённости -

от одной до нескольких фраз. Наиболее типична однофразовая реплика. Соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью, называется диалогическим единством. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи. В основу обучения должны быть положены двучленные единства, среди которых наиболее распространёнными являются: вопрос-ответ; вопрос-контрвопрос; сообщение и вызванный им вопрос; сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль.

            Основными типами дискурсов принято считать: бытовой/деловой разговор, интервью, дискуссию, полемику.

            Характеристика монологического текста.

            Монолог представляет собой относительно развёрнутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога.  Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний. Это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование  не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения. При этом объём и характер информации, а также выбор языковых средств определяются самим говорящим. Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.

            Устная монологическая речь имеет специфическую структуру, которая характеризуется:

 -более точным отражением нормы языка;

 -целенаправленностью сообщения;

 -законченностью;

 - непрерывностью и развёрнутостью;

 -отсутствием полемичности и дискуссионности;

 -меньшей эффективностью.

            Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, а также на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме.

            На старшем этапе обучения учащиеся имеют дело с монологами-описаниями, монологами-рассказами, монологами-повествованиями, монологами- убеждениями и монологами- рассуждениями.

            Обучение диалогической и монологической речи происходит с самого начала обучения иностранному языку одновременно.


Читать далее