Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считают:
1)
принцип распространенности в устной речи;
2)
принцип образцовости;
3)
принцип исключения синонимичных грамматических явлений.
В соответствии с первыми двумя
принципами в активный минимум включаются лишь те грамматические явления, которые являются употребительными в устной речи и
распространенными на значительный круг лексики. Все другие грамматические явления
усваиваются лексически.
(Напр., Past Perfect в английском языке обладает незначительной распространенностью в устной речи, однако довольно употребителен в книжно-письменной. Поэтому Past Perfect не включается в активный минимум, но обязательно входит в пассивный минимум).
Согласно третьему принципу в активный минимум включается лишь одно явление из всего синонимичного ряда - нейтральное в стилистическом отношении. Например, в английском языке из всех грамматических синонимов для выражения долженствования отбираются в активный минимум только модальные глаголы, а модальные выражения относят к пассивным: must -> активный минимум, have to, is likely -> пассивный).
К пассивному грамматическому минимуму относят грамматические явления, наиболее употребительные в письменной речи и которые учащиеся должны понять на слух и при чтении. Очевидно, что объем пассивного минимума может быть больше объема активного минимума.
К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи, 2) принцип многозначности. Некоторые методисты добавляют еще 3) принцип необходимости (напр. не столь частотное, но важное для газетного * стиля грамматическое явление).
Согласно этим принципам в пассивный минимум включаются наиболее распространенные явления книжно-письменного стиля речи, которые имеют ряд значений.
Развитие вопросов обучения рецептивной грамматике было связанно с работами И.М. Бермана. Он впервые сформулировал положение о вероятностном характере правил рецептивной грамматики и показал, что и пассивные правила могут быть путем введения соответствующих ограничений, сформулированы так, что вероятность правильного вывода при их приложении оказывается максимальной. Он доказал, что стадии пассивного усвоения не совпадают со стадиями овладения активной грамматикой, и что рецептивные упражнения можно подразделить на упражнения в умении пользоваться правилом-инструкцией и упражнения в автоматизированном восприятии грамматических явлений. Заслуга И.М. Бермана, в том, что он первым дал конкретные методические описания рецептивной грамматике.
Вы знаете, что при изучении грамматики нельзя обойтись без правил. Югассификацию грамматических правил связывают с именем B.C. Цетлин, которая различала правила-конструкции и правила-обобщения. В.А. Бухбиндер добавил еще 2 понятия: правила-запрещения, направленные на преодоление интерференции родного языка; и правила-модели, среди которых различают статистические и динамические.
Организация грамматического материала при обучении ИЯ имеет существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов РД и, следовательно, конечные результаты преподавания ИЯ в СШ.
Одна из главных проблем организации и последовательности изучения грамматического материала состоит в методически целесообразном объединении двух сторон речи - содержательной (лексической) и формальной (грамматической).