Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Возраст сайта
  Обучение грамматике.

Слово «грамматика» от греч. gramma - буква, написание употребляется в 2-х значениях:

1) - это грамматический строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, которая образует основу для языкового общения; 2)- это раздел языкознания или наука о строе языка, его законах.

Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. Без овладения грамматикой в первом смысле слова не может быт^ртчевого общения, поскольку овладение грамматическим строем языка в том или ином объеме обеспечивает выражение мыслей в устной и письменной формах и понимание их на слух и при чтении.

В то же время, овладевая грамматикой практически учащиеся знакомятся с новыми понятиями и категориями, не свойственными родному языку (например, определенность/неопределенность в английском языке). Тем самым, они лучше осознают особенности своего родного языка.

Недостаточно четкое разграничение этих понятий приводило к тому, что грамматика либо изгонялась из программы обучения, либо ей отводилась преувеличенная роль, когда практическое владение подменялось разговорами о языке.

На современном этапе развития методической науки обучать грамматике - значит формировать у учащихся грамматические навыки, но таким образом, чтобы у них одновременно складывались определенные знания и системные представления.

При практических целях обучения ИЯ в СШ главная задача обучения грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах РД в пределах определенного программой грамматического минимума.

Коммуникативная цель обучения грамматике в СШ позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащему усвоению в СШ: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах я реальным для усвоения его в данных условиях.

Создание грамматических навыков сопряжено с затратой значительного количества времени для выполнения упражнений, поэтому овладеть всеми явлениями ИЯ до степени автоматизма в условиях школьного обучения маловероятно. Необходимы определенные, весьма значительные ограничения в отборе грамматического материала и, прежде всего, тех грамматических явлений, которыми учащиеся должны владеть активно - в продуктивных и-рецептивпых- видах РД.

Завышение объема активно усваемого грамматического материала отрицательно сказывается на качестве владения им: уч-ся недостаточно


прочно владеют самыми элементарными явлениями морфологии и синтаксиса.

Ограничение грамматического материала и отбор его в определенных коммуникационных целях облегчается тем обстоятельством, что в языке имеется широко развитая система синонимии на всех его уровнях, которая порождает избыточность, «энтропию». Между тем, как отмечается в научной литературе, при всем богатстве языка лишь незначительная, наиболее употребительная его часть является самой необходимой и достаточной. Поэтому не только возможно, но и целесообразно ограничивать объем материала с учетом конкретных условий обучения ИЯ. В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов РД.

В 30-х годах прошлого века было сформировано понятие «грамматический минимум». А.А. Любарская: «Под грамматическим минимумом подразумевается обычно тот четкий круг грамматических знаний, который подлежит полной активизации в устной и письменной речи учащегося».

В конце 40-х годов был поставлен вопрос об отборе грамматического материала. Т.К. Воронцова, предпринявшая попытку в этом направлении, рассматривала грамматический минимум в качестве материала, подлежащего продуктивному (прочному) усвоению. Она предложила следующие принципы отбора грамматического минимума:

1)  степень необходимости грамматического явления для построения
основных типов предложений;

2) образцовость грамматических явлений;
У) распространённость в языке;

4)    диапазон применимости данного явления;

5)    сочетаемость;

6)    многозначность;

7)    прогрессивность грамматического явления, т.е. соответствие общим тенденциям развития языка;

8)     идеоматичность или специфичность для данного языка,
существенность того или иного явления для полноты понимания данного
контекста.

Мы видим, что недостатком этой системы принципов является их двойственность: с одной стороны есть стремление отобрать материал, необходимый для овладения речью, а с другой - дать представление о языке. Но заслуга Г.Н. Воронцовой состоит в выдвижении ряда принципов, вошедших в методический обиход.

Дальнейшее развитие идеи отбора мы находим в работах С.К. Фоломкиной и И.В. Рахманова. Они предприняли попытку отбора грамматического материала только с учетом рецептивно-продуктивного усвоения. В этих работах были предложены общие принципы отбора: распространенность грамматического явления в данном стиле речи и сочетаемость с другими грамматическими средствами. Для рецептивно


усваемого материала - допускался ещё принцип многозначности грамматического средства, а для репродуктивно усваемого материала -принципы образцовости и исключения синонимов.

В 60-х годах была сделана попытка определить понятие «потенциальный грамматический запас». Е.М. Русина понимала под этим термином и сам процесс деятельности учащихся, направленный на понимание неизученного грамматического явления и сам грамматический навык, являвшийся результатом потенциальных способностей учащегося применительно к конкретному грамматическому явлению. По мнению автора, понимание изучаемых явлений происходит на основе вычленения в структуре и значении «ключевых элементов», т.е. формальных, строевых элементов, сходства с аналогичными явлениями, позволяющими понять то или иное явление. Разработка проблемы потенциального грамматического запаса чрезвычайно перспективна для формирования умений чтения, т.к. расширяет возможности учащегося.

Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считают:

1)                                принцип распространенности в устной речи;

2)                                принцип образцовости;

3)                                принцип     исключения     синонимичных     грамматических явлений.

В соответствии с первыми двумя принципами в активный минимум включаются лишь те грамматические явления, которые являются употребительными в устной речи и распространенными на значительный круг лексики. Все другие грамматические явления усваиваются лексически.

(Напр., Past Perfect в английском языке обладает незначительной распространенностью в устной речи, однако довольно употребителен в книжно-письменной. Поэтому Past Perfect не включается в активный минимум, но обязательно входит в пассивный минимум).

Согласно третьему принципу в активный минимум включается лишь одно явление из всего синонимичного ряда - нейтральное в стилистическом отношении. Например, в английском языке из всех грамматических синонимов для выражения долженствования отбираются в активный минимум только модальные глаголы, а модальные выражения относят к пассивным: must -> активный минимум, have to, is likely -> пассивный).

К пассивному грамматическому минимуму относят грамматические явления, наиболее употребительные в письменной речи и которые учащиеся должны понять на слух и при чтении. Очевидно, что объем пассивного минимума может быть больше объема активного минимума.

К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи, 2) принцип многозначности. Некоторые методисты добавляют еще 3) принцип необходимости (напр. не столь частотное, но важное для газетного * стиля грамматическое явление).

 

Согласно этим принципам в пассивный минимум включаются наиболее распространенные явления книжно-письменного стиля речи, которые имеют ряд значений.

Развитие вопросов обучения рецептивной грамматике было связанно с работами И.М. Бермана. Он впервые сформулировал положение о вероятностном характере правил рецептивной грамматики и показал, что и пассивные правила могут быть путем введения соответствующих ограничений, сформулированы так, что вероятность правильного вывода при их приложении оказывается максимальной. Он доказал, что стадии пассивного усвоения не совпадают со стадиями овладения активной грамматикой, и что рецептивные упражнения можно подразделить на упражнения в умении пользоваться правилом-инструкцией и упражнения в автоматизированном восприятии грамматических явлений. Заслуга И.М. Бермана, в том, что он первым дал конкретные методические описания рецептивной грамматике.

Вы знаете, что при изучении грамматики нельзя обойтись без правил. Югассификацию грамматических правил связывают с именем B.C. Цетлин, которая различала правила-конструкции и правила-обобщения. В.А. Бухбиндер добавил еще 2 понятия: правила-запрещения, направленные на преодоление интерференции родного языка; и правила-модели, среди которых различают статистические и динамические.

Организация грамматического материала при обучении ИЯ имеет существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов РД и, следовательно, конечные результаты преподавания ИЯ в СШ.

Одна из главных проблем организации и последовательности изучения грамматического материала состоит в методически целесообразном объединении двух сторон речи - содержательной (лексической) и формальной (грамматической).

Основными подходами в обучении грамматике являются:

1) структурный; 2) функциональный; 3) коммуникативный; 4) лексический.

Разберем каждый из них более подробно.

Структурный подход к обучению грамматике заложен в учебниках А.П.   Старкова,   который   предлагает   в   качестве   единицы   обучения использование структур.

Структура - это обобщенное грамматическое значение коммуникативных типотысказываний.

*  he runs fast - качество движения

*  there is a book - местонахождение

А.П. Старков называл «базисными моделями и их трансформами», «структурными моделями», «синтаксическими моделями», «моделями предложения» такие языковые образования, состоящие из настоящих элементов, объединенных закономерной связью, которые могут быть выражены символически, например, S+V+O (S - подлежащее, V - сказуемое,

 

О - дополнение). По этой языковой модели может быть образованно большое количество отдельных предложений, построенных по синтаксическим нормам данного языка:

* A pupil reads* a book.*

* This* is* a pen.*

Выявление структурной модели на синтаксическом уровне особенно актуально для языков с фиксированным словоположением, как английский язык, немецкий язык.

Следует дать определение речевому абзацу.

Читать далее