Краткая психологическая характеристика чтения как
одной из форм письменного общения
Чтение как процесс восприятия и активной
переработки информации, графически закодированной по системе того или иного
языка, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность,
складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное
(зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией
внимания на смысловой стороне содержания.
Для понимания иноязычного текста необходимо
наличие определенной перцептивно-смысловой базы, т.е. владение набором
фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые
делают процесс опознавания мгновенным.
Если обратиться к речевым механизмам чтения, то
также как и в устном общении, огромную роль здесь будут играть речевой
слух, прогнозирование и память. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью
звукобуквенной системы печатного текста. Читающий должен владеть
звукобуквенными ассоциациями, уметь вычленять звуки из речевого потока и
дифференцировать их. Фонематический слух
выполняет при этом особо важную функцию, способствую при этом успешному
восприятию и дифференциации звукового состава слова.
Вероятностное прогнозирование – «мысленный обгон в процессе чтения» - как неотъемлемый
компонент активной мыслительной деятельности также определяет успешность
восприятия и понимания в любых видах чтения. Необходимым условием
прогнозирования являются наличие и систематизация прошлого опыта. Чем опытнее
читающий, тем точнее будет у него антиципация содержания.
Успешность вероятностного прогнозирования зависит
от соотношения между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с
темой, от умения пользоваться мгновенным выбором решения из ряда вероятностных
гипотез.
Понимание содержания происходит на основе ряда сложных логических
операций, результатом которых являются установление связей в тексте и переход
от развернутых слов к смысловым вехам.
З.И.
Клычникова выделяет 4 вида информации, извлекаемой из текста
(категориально-познавательная, ситуационно-познавательная,
эмоционально-оценочная, побудительно-волевая), и 7 уровней понимания.
Два первых уровня (уровень слов, уровень
словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном (фрагментарном) понимании.
Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст.
Сложности возникают не только вследствие количественного расхождения словаря
читающего с лексикой текста, но и потому, что многие слова употребляются в
переносном значении и не обладают мотивированностью. Большую сложность
представляют также многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы.
Третий уровень (понимание предложений) более
совершенный, хотя он также отличается фрагментарностью. Трудности понимания
предложений связаны как с синтаксисом, так и с морфологией.
Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор
связывает с видами чтения и с тем, к каким типам информации относится
извлекаемое из текста содержание. Если к категориально-познавательной и
ситуационно-познавательной, то это – чтение с общим пониманием, если в тексте в
той или иной мере отражена информация третьего и четвертого уровней, читающий
достигает полного/детального понимания. Для понимания текста особую сложность
представляет выделение строевых слов, которые выражают синтаксические связи и
оформляют смысловые отношения, но не несут большой информативной нагрузки.
Шестой уровень – понимание содержательной и
эмоционально-волевой информации, седьмой – понимание всех четырех типов
информации, включая побудительно-волевую. Два последних уровня свидетельствуют
о полной сформированности технических навыков (об умении читающего реагировать
на всевозможные сигналы письменной коммуникации: заголовки, знаки пунктуации,
особый шрифт, подчеркивание, схемы, таблицы, выделение абзацев, грамматические
признаки слов), об умении переключаться с одной мыслительной операции на
другую, извлекать информацию, не выраженную эксплицитно.
Для выполнения этой последней коммуникативной задачи
читающий должен уметь обобщать, находить связь между смысловыми кусками,
выделять наиболее важное, переходить в подтекст, достигать полноты, точности и
глубины понимания. В результате всех этих операций читающий оценивает текст в
широком социальном и культурном контексте, а само чтение характеризуется
зрелостью, которую можно оценить как пороговый продвинутый уровень
сформированности коммуникативной компетенции.
Техника чтения и формирование технических навыков.
Навыки чтения принято делить на две группы: а) технические навыки чтения; б) умения и
навыки смысловой переработки воспринимаемой информации.
Знание
звукобуквенных соответствий и умения прогнозировать развертывание языкового
материала относятся к основным механизмам техники чтения.
Извлечение информации из печатного текста
начинается с движений глаз по строке. Зрелый читатель делает 3-4 остановки,
причем чередование скачков носит у него ритмический характер и распределяется
примерно с равными интервалами.
Единицей восприятия у начинающего читателя
является слово. Восприятие более крупных единиц информации свидетельствует о
наличии у читающего большого поля чтения.
Зрительные процессы чтения относятся к
автоматизированным, однако автоматизация характерна только для зрелого
читателя, который отличается от начинающего сформированностью ряда
умений и навыков:
ü наличием установки перед чтением;
ü отсутствием неоправданных регрессивных движений
глаз;
ü редукцией внутреннего проговаривания;
ü узнаванием слов по очертанию 3-4 букв;
ü умением ориентироваться в любом контексте;
ü использованием фонетически правильного чтения
вслух;
ü умением воспринимать более крупные единицы
информации;
ü направленностью внимания на содержание;
ü владением разными видами чтения и различными
способами переработки информации;
ü умением пользоваться стратегиями чтения;
ü наличием гибкости, т.е. умением быстро
переключаться с одного вида чтения на другой, меняя скорость извлечения
информации из текста.
Скорость чтения является внешним показателем приемов перцептивной
и смысловой переработки информации. Увеличение скорости чтения про себя
является важным условием формирования и совершенствования технических навыков,
т.к. быстрой чтение развивает целостность восприятия и содействует укрупнению
единиц восприятия, расширяя тем самым поле чтения.
Для увеличения скорости чтения необходимы два
условия: 1) регулярность чтения; 2) наличие легких, интересных текстов в период
формирования технических навыков.
Практические результаты школьников в области
чтения оставляют желать лучшего. Основные причины этого сводятся к следующему:
а) отсутствие дифференцированного подхода к
текстам разного характера и назначения;
б) незнание психологических особенностей зрелого
читателя;
в) сведение разнообразных видов чтения к одному
или двум, получившим широко распространенные названия «аналитическое» и
«синтетическое»;
г) слабая разработанность методики обучения видам
чтения в школах разного типа.
Читающий
уже на начальном этапе должен:
·
знать
названия букв и соотносить буквы с передаваемыми ими звуками;
·
правильно
озвучивать незнакомое слово в изолированной позиции и в предложении;
·
соотносить
слово со значением;
·
узнавать в
незнакомом тексте известные слова;
·
ориентироваться
в структуре текста (находить заголовки, начало и конец абзаца, подписи под
рисунками);
·
узнавать
разновидности текста (стих, рифмовка, рассказ, диалог, кроссворд, комикс);
·
опираться на
правила орфографии;
·
выразительно
и правильно читать вслух;
·
ориентироваться
в структуре предложения;
·
определять
значение новых слов по словообразованию
и контексту;
·
преодолевать
направленность внимания на артикуляцию.
С самого начала необходимо приучать учащихся
читать по-разному, т.к. уже на начальном этапе согласно Программе обучения
иностранным языкам развиваются все виды чтения.
При этом одновременно решаются две задачи:
1. концентрируется внимание на навыках,
обеспечивающих рецептивную сторону чтения;
2. внимание направляется одновременно на решение
смысловых задач с целью понимания, осмысления и переработки информации.
Во втором классе тексты, данные в учебнике, служат
для презентации нового материала и развития технических навыков чтения. На
первых порах материал предъявляется учителем на слух, в конце обучения дети
сами могут читать тексты.