Этап ознакомления с лексическим
материалом определяет эффективность его усвоения. В старших классах успех
обучения во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа
учащихся, имеются ли в их распоряжении пособия, отвечающие требованиям
современной методики. К таким требованиям относятся:
наличие в пособий инструкций,
упражнений и ключей, делающих процесс ознакомления управляемым;
наличие в пособии текстов,
примеров и заданий, активизирующих мыслительную деятельность учащихся путём
постановки посильным задач и проблемных ситуаций;
хорошо продуманная организация
материала (текстов, иллюстраций, схем, таблиц), стимулирующая самостоятельные
занятия языком.
Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики, имеют следующие особенности:
1. они должны составлять неотъемлемую часть
объяснения, выполняя иллюстративную, разъясняющую и контролирующую функции;
2. новые лексические единицы должны предъявляться
в знакомом лексическом окружении и в уже усвоенных грамматических структурах;
3. в упражнениях должны предусматриваться не
только элементарные операции, но и сложные умственные действия, развивающие
творческие возможности учащихся и позволяющие им уже на данном этапе первичного
закрепления использовать вновь ввёдённый материал в РД.
Упражнения для формирования
лексических навыков.
Как известно, в
системе упражнений, развивающих любой вид речевой деятельности, выделяют две
подсистемы: подготовительные и речевые упражнения.
С помощью
подготовительных упражнений усваивается форма и значение лексических единиц, а
также действия с ними как компонентами речевой деятельности. Типы подготовительных
упражнений должны выделяться с учётом последовательности формирования навыков и
характера операций, лежащих в их основе. Поскольку навык определяется как
«закрепление операции» (термин А.Н. Леонтьева), то в каждый тип упражнений
должны входить виды, обеспечивающие достаточное повторение новых ЛЕ в различных
сочетаниях и в разном, хотя и несложном контексте.
Речевые упражнения
должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане
решения не только коммуникативных, но и познавательных задач. При выполнении
этих упражнений актуализация новых слов должна проводиться на уровне
непроизвольного к ним внимания.
Примеры
подготовительных упражнений
1.
упражнения в дифференциации и
идентификации:
а) сгруппируйте слова по
указанному признаку;
б) определите на слух / найдите в
тексте слова, относящиеся к одной теме (одной части речи, синонимическому
ряду);
в) найдите в тексте / подберите
на память антонимы к словам, данным на доске.
2.
упражнения в имитации:
а) прослушай те слова
(словосочетания, предложения), повторите их вслед за диктором;
б) ответьте на вопросы диктора,
придерживаясь данного образца
3.
упражнения на развитие
словообразовательной и контекстуальной догадки:
а) определите значение незнакомых
вам производных слов, образованных от известных корней и аффиксов;
б) прослушайте / прочитайте ряд
предложений, догадайтесь о значении
интернациональных слов
4. упражнения для обучения прогнозированию на уровне слов, словосочетаний и предложений:
а) назовите слова, которые могут
сочетаться с данными существительными (глаголами) – clean the windows, the
doors;
б) употребите как можно больше
слов при ответе
в) найдите окончания каждого
предложения из трёх/четырёх вариантов, приведённых ниже.
5.
упражнения в расширении и
сокращении структур:
а) расширьте предложения за счёт
включения в них указанных словосочетаний;
б) сократите предложения,
придерживаясь данного образца
6.
упражнения в эквивалентных
заменах:
а) замените выделенные слова
синонимами / антонимами;
б) замените сложноподчинённое
предложение двумя простыми, не изменяя содержания.