Система упражнений для обучения аудированию.
Система упражнений для обучения аудированию должна обеспечить:
1)соответствие упражнений психологическим и лингвистическим сложностям воспринимаемых на слух сообщений;
2)возможность корреляции аудирования с другими видами речевой деятельности, в первую очередь говорения;
3)управление процессом формирования умений и навыков аудирования;
4)успешную реализацию конечной практической цели и промежуточных задач обучения.
Различают две подсистемы упражнений: тренировочную (подготовительную) и речевую (коммуникативную).
Подсистема тренировочных (подготовительных) упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это ещё не речевая деятельность, а создание основы и средств для её осуществления. Она призвана обеспечить техническую сторону аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения смысловой обработки знаков более низкого уровня – от слов до микротекстов.
К этой подсистеме упражнений предъявляются следующие требования:
1)сочетание элементарных операций со сложными умственными действиями, развивающими творческие возможности учащихся и позволяющие им уже на данном этапе сочетать мнемическую деятельность с логико-смысловой;
2)строгое управление процессом подготовки к аудированию за счет создания опор и ориентиров восприятия, частичного снятия трудностей, двукратности предъявления;
3)постепенность увеличения языковых сложностей;
4)концентрация внимания на одной сложности или на группе аналогичных сложностей;
5)сочетание в упражнениях известного и неизвестного материала;
6)направленность внимания на форму и содержание.
Примеры подготовительных упражнений.
1. Упражнения для обучения речевому слуху. Например, прослушайте и повторите несколько пар слов: law – low, saw – so,
прочитайте вслух текст с фонетическими пометками.
2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию. Например, прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;
назовите значения слов, образованных от известных вам элементов:
3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти. Например, прослушайте фразу, добавьте к ней ещё одну связанную по смыслу;
прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те которые относятся к одной теме.
4.Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур. Например, прослушайте фразы, содержащие реалии, переведите их;
прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию, объясните разницу.
5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки. Например, определите значения интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;
определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций на иностранном языке;
прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом- er to listen – listener,
Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению, без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой. Эти упражнения учат:
1) определять наиболее информативные части сообщения;
2) устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
3) соотносить содержание с ситуацией общения;
4) членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них;
5) объединять разрозненные смысловые куски в целый текст;
6) использовать ориентиры восприятия (паузы, ударения, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише) для создания установки на выполнение определенной деятельности с речевым сообщением;
7) приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления;
8) соотносить паралингвистические явления с ситуацией общения;
9) понимать элементы субъективной информации выраженной эмоционально-оценочными словами и предложениями;
10) удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (цифровые данные, даты, имена собственные, географические названия);
11) совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смысловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана текста);
12) различать воздействующую прагматическую функцию речевых сообщений.
Речевые упражнения должны проводиться на текстах обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач.
Учитывая необходимость управления формированием речевых умений, а также важность взаимодействия аудирования и говорения в подсистеме речевых упражнений, целесообразно выделять группы следующего назначения:
1.Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:
- ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины;
- прослушайте текст, познакомьтесь с 2-3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками.
Данная группа упражнений предназначена для создания ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки с содержанием, пользоваться синонимическими заменами и видоизменять структурно-композиционную характеристику аудиотекста.
2.Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:
- прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их или составьте план;
- прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога.
3.Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации:
- прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;
- прослушайте текст, составьте аннотацию (тезисы);
- оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно (неинтересно), ново (не ново).
Упражнения 2 и 3 групп связаны с расширением, развёртыванием информации, с сопоставлением и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Они дают возможность проверить не только полноту понимания, но и глубину осмысленности содержания, т.е. степень проникновения в подтекст, в прагматический аспект высказывания. Данные упражнения связаны с привлечением новых фактов и сведений, они отличаются критической направленностью и установкой на избирательное запоминание наиболее интересной информации.
Контроль сформированности умений аудирования
Поскольку целью любого контроля является определение уровня сформированности речевых умений и того, насколько точно и полно восприняли учащиеся тот или иной аудиотекст, то целесообразно обратиться к вопросу об уровнях восприятия и понимания.
Наиболее известной является типология А.Р.Лурия, который выделяет четыре уровня понимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксического целого (смыслового) куска и уровень текста. Основным отличием этих уровней являются глубина, полнота и точность понимания.
Н.И.Гез предлагает несколько иное деление, учитывая данные психологии о ступенчатом характере понимания:
1) уровень фрагментарного понимания;
2) уровень общего/глобального понимания;
3) уровень полного/детального понимания;
4) уровень критического понимания.
Уровень фрагментарного понимания свидетельствует о том, что умения слушать не сформированы.
Для уровня общего понимания характерно понимание темы как смыслового ядра текста, как обобщённого концентрата всего содержания, которое базируется на уяснении ключевых слов – смысловых опорных пунктов текста. Сформированность данного уровня проверяется путём:
o ответов на вопросы общего характера;
o тестов множественного выбора;
o передачи основного содержания на родном/иностранном языке;
o перечисления основных фактов в той последовательности, в которой они даны в тексте;
o составления плана в форме заголовков к смысловым кускам;
o выделения при повторном слушании ключевых слов/реалий;
o определения типа текста и основной темы;
o соотнесения заголовка/иллюстрации с содержанием текста.
Уровень полного понимания предполагает наличие умений совмещать слушание с несложной мнемической и логико-смысловой деятельностью. Данный уровень предполагает понимание деталей и отдельных фактов, а также умение отделять главное от второстепенного, т.е. оценивать текст с точки зрения его значимости и информативности.
Сформированность умений полного понимания проверяется с помощью:
ü ответов на вопросы, касающиеся общего содержания и отдельных деталей/фактов;
ü составления развернутого плана;
ü пересказа на иностранном языке с опорой на картину (рисунки, схемы, ключевые слова или план);
ü драматизации текста;
ü составления резюме/оценки текста;
ü невербальных способов проверки: составление схемы, таблицы, изображение предметов/деталей;
ü деления текста на смысловые куски и озаглавливания их;
ü оценки поступков действующих лиц;
ü заполнения пропусков, которое основывается на механизмах вероятностного прогнозирования. В зависимости от языковой подготовки учащихся и сложности текста может быть пропущено каждое третье (более трудный вариант) и каждое 11-12-е слово (легкий вариант).
Уровень критического понимания связан с оценкой аудиотекста, с интерпретацией содержания и смысловой обработкой воспринятой информации. Данный уровень предполагает наличие хорошо сформированных технических навыков и достаточно богатого речевого опыта. Он достижим в основном в школах с углубленным изучением иностранного языка, в лингвистических лицеях и гимназиях на старшем этапе обучения.
Уровень критического понимания проверяется с помощью заданий проблемного характера. Например:
ü составление рецензии/оценка прослушанного текста;
ü составление аннотации/реферата;
ü сравнение различных точек зрения;
ü определение объективности суждений;
ü обоснование согласия/несогласия с выводами автора;
ü проведение интервью;
ü организация бесед или дискуссий.