Цели обучения
говорению.
Основной
целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять
устное речевое общение в разнообразных социально-детерминированных ситуациях.
По
окончании школы любого типа учащиеся должны:
а)
общаться в условиях непосредственного контакта, понимать и реагировать на
устное высказывание партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках
сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного
типа;
б)
рассказывать о себе, и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая
отношение к предмету высказывания или к полученной информации.
Умение
говорения будет отличаться у учащихся разных школ степенью корректности,
прочностью сформированности , охватом сфер, тем и ситуаций общения. По окончании базового курса учащиеся
должны осуществлять общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи
учащихся допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию. Выпускники школ с углубленным
изучением иностранных языков должны владеть таким набором речевых умений,
которые позволили бы им общаться в большом количестве ситуаций, при этом также
допускаются неточности с использованием языковых средств.
Подготовка
выпускников гимназий и лингвистических
лицеев должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться
языком с учетом избранных профессиональных и личных интересов. Их высказывания
должны характеризоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и
этикетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений.
Конкретизация
задач обучения связанна с уточнением коммуникативных намерений и речевых
умений, необходимых для реализации тех или иных коммуникативных задач. Дадим
пример:
Первый год обучения (2-класс)
Коммуникативные намерения:
-
сообщить о …;
-
запросить информацию о….
Речевые умения:
-
сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать,
какой он/она);
-
назвать действия выполняемые человеком, животным;
-
сообщить о местонахождении человека, животного, предмета;
-
указать время действия (день, месяц, время года);
-описать
животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное
умеет делать);
-запросить
информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она,
оно).
Второй год обучения (3-класс)
Коммуникативные намерения:
-
описать…;
-
охарактеризовать…;
-запросить
информацию….
Речевые умения:
-
описать лицо (назвать имя, возраст, род занятий, место проживания), запросить
соответствующую информацию о ком -либо;
-описать
животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно) запросить
соответствующую информацию о каком-либо животном;
-
описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, качество, место
расположения), запросить соответствующую информацию о каком-либо предмете;
-
прокомментировать действия сверстника
(что и как он делает);
-описать
куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику его/её внешности, описать
его/её одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему.
Система упражнений для обучения
говорению.
Любое
речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции,
выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных
тренировочных/подготовительных и речевых/коммуникативных упражнений.
Типы
упражнений и характер операций, связанных с их выполнением будут видоизменяться
в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.
Подсистема
подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия
формирования речевого высказывания и успешность его выполнения.
Примерную
организацию
подготовительных упражнений можно представить следующим образом:
-имитация (без
преобразования, с незначительным преобразованием образцов);
-видоизменение
предложений (подстановка, расширение или сокращение предложений, замена реплик
в диалоге) ;
-синонимические
и антонимические замены;
-комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);
-конструирование
и образование по аналогии;
-составление
ассоциограмм;
-вопросно-ответные
упражнения.
На этапе
подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься на операции,
которые помогают:
-широко
пользоваться аналогией;
-определять
по самым различным признакам искомое;
-выбирать
правильное решение из двух противопоставленных;
-восстанавливать
в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;
-ориентироваться
в структуре предложений;
-переносить
найденное решение в новые ситуации.
Для
иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:
Ответить
на вопрос, употребив образцы;
Заменить
в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;
Назвать
ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;
Подобрать
предложения в хронологическом порядке на темы: « У врача», «Пишу письмо другу»;
Преобразовать
повествовательные предложения в вопросительные;
Расширить/сократить
указанные предложения;
Описать
предмет/явление двумя-тремя фразами;
Объяснить
указанные слова на иностранном языке;
Восстановить
в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;
Составить ассоциограмму на указанную тему,
например, «Любимая профессия», «Экология»;
Сгруппировать
слова по семантическому полю или словообразованию;
Провести
языковую игру (лабиринт, кроссворд).
Речевые упражнения способствуют выработке умений
формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:
однозначно
формулировать основную мысль;
синтезировать
содержание, опираясь на речевой опыт и всевозможные ассоциации;
последовательно
развивать мысль;
выражать
одну и ту же мысль разными средствами;
строить
высказывание с учётом его прагматической ценности;
соотносить
высказывание с ситуацией общения;
приспосабливаться
к индивидуальным особенностям партнёра по общению;
соотносить
паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;
формировать и реализовывать
речевое намерение;
адекватно выражать
эмоционально-оценочную информацию;
прогнозировать реакцию партнёра и
адекватно реагировать на его реплики.
Речевые упражнения не
рассматриваются как одноуровневая система. Динамика формирования речевых
умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование
материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений
двух групп_- для обучения подготовленной (с позиции преподавателя –
управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.
При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на
ассоциации, на правила и на многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи
носит менее творческий характер, так как в большинстве своём он связан не
только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.
Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без
затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи,
оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых
ситуациях.
Неподготовленное диалогическое
высказывание формируется в следующей последовательности: сначала идёт этап
подготовленной речи, а затем – этап неподготовленной речи.
.Этап развития
подготовленной речи.
1. Видоизменение текста-образца.
2. Порождение
самостоятельного высказывания:
а) с помощью вербальных опор( ключевые
слова, план, тезисы, заголовки);
б) с опорой на источники информации (
картина, кинофильм, телепередача);
в) с опорой на изученную тему
.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической
речи:
·
ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);
·
постановка узловых вопросов к тексту;
·
диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
·
составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
·
драматизация монологического текста;
·
дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или
самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма;
·
объединение диалогических единств, данных в произвольной
последовательности, в диалог;
·
положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;
·
завершение диалога с ориентацией на подсказку
(кто, с кем, где, когда и о чём говорит).
Речевые упражнения для подготовленной монологической речи:
*воспроизведение связных
высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением
нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);
*составление ситуации или
рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко на
родном языке);
*описание картины или серии
картин (карикатур, немого фильма или диафильма);
*воспроизведение ситуаций, в
которых использованы названные обороты и речевые формулы;
*объяснение на иностранном языке
заголовка;
*определение и краткое
обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);
*выделение в сообщении смысловых
частей, озаглавливание их;
*пересказ (близкий к тексту,
пересказ-реферат, пересказ-резюме);
*сокращение прослушанного
сообщения или прочитанного рассказа, передача информации несколькими фразами;
*составление плана прослушанного
рассказа;
*изложение диалога в
монологической форме.
Этап
развития неподготовленной речи:
а)
с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или
документальный фильм);
б)
с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или
услышанное/увиденное, на собственное суждение, на фантазию);
в)
с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.
Речевые упражнения для обучения
неподготовленной диалогической речи:
*составление аргументированных
ответов на вопросы;
*проведение комбинированных
диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
*проведение ролевых игр или
викторин;
*проведение дискуссии или
диспута;
*беседа за круглым столом.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной
монологической речи:
*придумывание заголовка и его
обоснование;
*описание картины или карикатур,
не связанных с изученной темой;
*составление ситуаций с опорой на
жизненный опыт или ранее прочитанное;
*обоснование собственного
суждения или отношения к фактам;
*определение и обоснование
квинтэссенции высказывания;
*характеристика действующих лиц
(места действия, эпохи);
*оценка прослушанного или
прочитанного;
*составление кратких объявлений
или текстов открыток.
Упражнения всех этапов должны
отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по
объёму, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть
целенаправленными и мотивированными, активизировать умственную деятельность
учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Контроль
речевых умений
Правильно организованный контроль
речевых умений даёт учителю возможность рационально распределить учебное время,
проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план,
увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса, в целом. Результаты
контроля являются определённым стимулом для совершенствования приёмов обучения
языку. Приёмы и формы контроля должны отвечать следующим требованиям:
1)выполнять
не только контролирующую, но и обучающую функцию;
2)быть
адекватными, т. е. на проверку одной формы общения;
3)не
вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;
4)не
требовать больших усилий для проверки и обработки её результатов;
5)быть
интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям.
Определённым показателем уровня
сформированности умений говорения являются такие параметры, как:
- количество слов/фраз в сообщении;
- количество простых и сложных предложений;
- количество и объём реплик в диалоге.
Учитываются
языковые средства, которыми пользуется говорящий (их разнообразие, степень
тематической обобщённости), а также оценивается семантическая сторона
высказывания (степень его информативности, связности и развёрнутости,
соответствие ситуации общения).
При проверке сформированности умений
диалогического общения на старшем этапе учитываются:
- быстрота реакции (беглость);
-наличие и правильная реализация речевых формул;
-уместность реплик и их разнообразие;
- правильность использования лексики и грамматических структур;
- соблюдение характеристик диалога (эллипсность, ситуативность, наличие
эмоционально-оценочных слов и предложений );
При проверке умений монологических высказываний учитываются:
*разнообразие лексики и грамматических
структур, а также правильность их
употребления;
*развёрнутость и последовательность
сообщения;
*соответствие языковых средств ситуации
общения;
*объём высказывания;
*наличие речевого намерения и его
реализация;
*количество предложений, выражающих
субъективную информацию(личное отношение к высказываемому).
Т.е.
мы можем говорить об использовании данных позиций в качестве критериев оценки
говорения.
При
итоговой проверке сформированности говорения программа предусматривает перечень
умений, которые и должны стать объектом контроля (тестового или традиционного).
Например, в качестве форм контроля можно предложить
следующие упражнения:
-беседа/диалог
в связи с содержанием прочитанного/услышанного/увиденного;
-подготовленное
связное сообщение на указанную тему;
-развёрнутый
рассказ с высказыванием собственного мнения на основе увиденного,
услышанного/прочитанного;
-устный
реферат прочитанного/прослушанного текста;
-развёрнутое
сообщение на тему описательного и повествовательного характера с выражением
собственного мнения/оценки передаваемой информации;
-неподготовленное
высказывание по теме/ситуации;
-участие
в диалоге/дискуссии с включением монологических высказываний и с элементами
полемики;
-подготовленное
сообщение по теме на основе нескольких различных источников информации;
-развёрнутое
сообщение/доклад по теме(обзор, отчёт);
-интервьюирование
по теме;
-комментирование
услышанного/прочитанного/увиденного.