Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Возраст сайта

Речевой абзац - это реализация грамматической структуры в речи в какой-либо коммуникативной ситуации.

Суть структурного подхода в том, что обучение грамматике осуществляется исходя из того, что в любом языке есть ограниченный набор структур, отражающий основные коммуникативные типы предложений, и, следовательно, обучить правильному грамматическому оформлению речи можно тогда, когда учащиеся:

1)       овладевают исходными структурами (адвербиальными,
коммуникативными, качественными, глагольными);

2)     учатся наполнять их новым лексическим материалом;

3)     расширять их;

4)     комбинировать. Например, *This is a pen.

 

1)         Учащиеся многократно повторяют структуру.

2)         Подставляют слова: книга, мяч и т.д.

3)         This is a brown pen - расширение.

4)         Комбинирование: I have a pen. This is my* pen.

Следует различать понятия «языковая модель» и «речевая модель», «речевой образец» (РО). РО отличается от языковой модели:

1)  конкретным ситуативно или контекстуально обусловленным лексическим наполнением;

2)           логическим ударением, определяемым коммутативной задачей и содержанием высказывания;

3)           ритмико-интонационным рисунком, обусловленным типом предложения (повествовательным, побудительным, вопросительным, отрицательным);

4)           конкретным морфологическим оформлением членов предложения в соответствии с нормами языка.

Можно сделать вывод о том, что языковая модель и РО относятся друг к другу как инвариант и конкретный вариант.

Основная ценность РО состоит: в том, что он

1) органически объединяет различные аспекты языка - грамматический, лексический, фонетический (в устной речи) или графический (в письменной) в готовое для употребления (или восприятия) речевое целое, а именно предложение, построенное в соответствии с нормами иностранного языка.


2)   учащимся нет необходимости конструировать предложение по
правилам родного языка на основе перевода с родного языка, который часто
не обеспечивает безошибочного его построения в силу расхождения в
языковом оформлении одной и той же мысли в родном и иностранном
языках;

3)  работа над грамматикой по структурам экономит время, поскольку
однотипные структуры усваиваются по принципу аналогии (сокращается
количество правил).

Нельзя не сказать и о недостатках формально-структурного подхода. Это следующие:

1)  игнорирование таких качеств речи, как ее логико-смысловая, сюжетная связь;

2)              лексика играет служебную роль в овладении синтаксическими структурами или РО, т.е. является только подстановочным материалом для наполнения этих структур, не связанных друг с другом коммуникативно;

 

3)       существует большое число исключений, которые не укладываются в однотипные структуры;

4)       упражнения только на основе РО носят монотонный, механический характер.

Функциональный подход предполагает овладение грамматическим явлением в зависимости от содержания и ситуаций общения, типов речевых актов. Материал представлен по функциям (Asking permission, Giving advice, etc). При введении грамматического материала сначала дается функциональная установка на употребление данных конструкций (предложений) в речи, затем идет этап тренировки (в основном, на базе условно-речевых упражнений).

Коммуникативный        подход        предполагает        использование

грамматических материалов на всех этапах обучения в естественных для общения целях и функциях.

Существует в методике и другой крайний подход - лексический (или тематический, ситуативный), который проявляется в том, что уже в самом начале обучают содержательной, коммуникативно-полноценной (естественной) речи. Грамматический аспект речи при этом «растворяется» в лексическом, поэтому грамматическая правильность речи определяется случайными факторами, например, характером непроизвольного запоминания, который у разных учащихся бывает разным. Как же все-таки учить грамотности? Какой подход выбрать? Или использовать все подходы?

В методической литературе есть попытка решить проблему обучения формальным и содержательным сторонам речи путем поэтапной последовательности овладения материалом в условиях комплексной организации. На 1-м структурно-тематическом этапе учащиеся овладевают новым грамматическим материалом (структурами и грамматическими формами) на ранее изученной, тематически связной лексике.


На 2-м - тематически-структурном этапе главное внимание уделяется новой лексике по теме на базе усвоенных ранее структур. Вполне возможно введение некоторого количества нового грамматического материала.

На 3-ем - межтемном этапе создаются условия для творческого и правильного перекомбинирования ранее усвоенного и изучаемого лексического и грамматического материала в устной и письменной речи по лексическим ситуациям общения.

Нельзя пользоваться только одним каким-то подходом, т.к. 1) очевидна недооценка важности комплексной организации языкового материала (лексика и грамматика не могут изучаться отдельно друг от друга); 2) нельзя игнорировать особенности грамматических и лексических аспектов языка при комплексном их изучения; 3) нельзя ориентироваться на какой-либо один (грамматический или лексический) аспект языка при формальном соблюдении комплексного подхода.

При обучении грамматике у учащегося формируется языковые навыки
(навыки оперирования грамматическим материалом вне условий
коммуникации) и речевые грамматические навыки (т.е. навыки стабильно
правильного          и         коммуникативно-оправданного           использования

грамматических явлений в процессе говорения и на письме).

Поэтому следующий вопрос, который мы рассмотрим - это характеристика грамматических навыков в различных видах РД.

B.C. Цетлин отличала, что при практическом изучении ИЯ: «Овладение грамматическими явлениями - это, прежде всего, овладение весьма своеобразными умениями». Как уже упоминалось ранее, B.C. Цетлин впервые выдвинула тезис о двух видах правил: правил-инструкций, и правил-обобщений. Она предложила различать следующие этапы формирования грамматических навыков:

1)     подготовка (ознакомление с материалом и действиями);

2)     элементарный (усвоение отдельных действий);

 

3)     совмещающий (закрепление серии действий);

4)     включение грамматических навыков в речевую деятельность. Продолжая развитие теории о грамматических умениях и навыках,

С.Ф. Шатилов предпринял попытку обосновать разные пути формирования этих психолого-педагогических феноменов. По его мнению, умение развивается под влиянием теоретических сведений по грамматике, а навыки - только под воздействием практики и некоторых практических пояснений. Но такое противопоставление вряд ли уместно, т.к., по мнению психологов, эти феномены (умения и навыки) оба сформируются в деятельности, различаясь лишь степенью автоматизации.

Е.И. Пассов предложил принципы построения условно-речевых упражнений применительно к грамматике, которые сводятся к следующим:

1) принцип использования речевой задачи;

2)     принцип аналогии в образовании и усвоении грамматических форм;

3)     принцип параллельного усвоения формы и функции при ведущей роли функции.


 

Языковые грамматические навыки - это дискурсивно-аналитические навыки оперирования грамматическим материалом (навыки словоизменения и словорасположения) формируемые и выполняемые на основе грамматических знаний в процессе выполнения языковых упражнений.

Для языкового грамматического навыка характерно явление
дискурсивности,           некоммуникативности,          неситуативности           его

функционирования.

Необходимость формирования языкового грамматического навыка в СШ объясняется рядом причин:

1) языковые навыки могут выступать в качестве «запасных» в случае отказа речевого грамматического навыка (при забывании, при деавтоматизации, при сбоях в речи, выраженных в грамматических ошибках);

2)        языковые навыки входят в состав механизма, контролирующего правильность выполнения речевого действия самим говорящим, при ошибочном его выполнении, обеспечивающим исправление ошибки;

3)        параллельное формирование языковых и речевых грамматических навыков обеспечивает сознательную ориентировочную основу создания речевых навыков.

Читать далее