Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Возраст сайта

Грамматические навыки в продуктивных видах РД.

В настоящее время под грамматическим навыком говорения понимают стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно мотивированное использования грамматических явлений в устной речи. Такое владение грамматическими средствами языка основывается на речевых динамических стереотипах (термин Л.В. Щербы).

Основными качествами грамматического навыка говорения является:

1) автоматизирование; 2) целостность в выполнении грамматических операций; 3) единство формы и значения; 4) ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.

Грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в устной речи можно определить как синтаксические речевые навыки.

Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формоупотребление слов в устной речи можно назвать речевыми морфологическими навыками. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежного окончания существительных и их детерминантов, прилагательных и местоимений, личных окончаний глаголов.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи при совершенном владении языком имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки плюс те, что обусловлены письменной формой речи -графические и орфографические навыки.


Эти навыки отличаются от устно-речевых, прежде всего тем, что они носят более дискурсивный аналитический характер в силу специфики письменного вида речи. Процесс фиксации на письме речевого произведения позволяет возвращаться к написанному, останавливаться на нем, анализировать, исправлять, уточнять, используя орфографическо-грамматические правила.

Основные этапы работы над грамматическим материалом.

Выделяют 4 основных этапа работы над грамматическим материалом:

1) этап презентации (введения) грамматического материала и создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка.

Форма презентации - устная или письменная - выбирается с учетом следующих факторов:

1) стадии обучения (начальная, средняя, старшая). На начальной стадии обучения устная форма презентации предпочтительнее письменной; на старшей - письменную предпочитают устной;                                          на средней ступени -введение грамматического материала происходит в зависимости от характера грамматических явлений: более сложные вводятся в письменной форме, простые - в устной.

2)      трудности (сложности) грамматического материал. Следует строго соблюдать принцип одной трудности: все, кроме вводимого грамматического явления, должно быть учащимся хорошо известно в данном предложении (образце).

3)      цели усвоения (активный или пассивный грамматический материал). Установка на активное владение требует более раннего включения данного явления в устно-речевую деятельность.

Характер (способ) ознакомления с грамматическим материалом может быть различным:

1) чисто практическим (индуктивным), когда учащиеся, знакомясь с новым грамматическим явлением в РО и понимая, в целом, его значение из контекста (предложения), осмысливают его самостоятельно (т.е. устанавливают наиболее существенные его признаки) и затем по аналогии с образцом выполняют грамматические действия имитативно.

Преимущество данного способа в том, что он активизирует учащихся, развивает языковую догадку. Кроме того, последующие образцы учащийся формирует по аналогии, без использования соответствующих правил, что значительно облегчает формирования стереотипа в строго заданных пределах. Наглядность, простота приемов, исключение дискурсивности в усвоении грамматического материала также являются достоинством данного способа. К нему часто прибегают в самом начале обучения языку при овладении простыми по своей психологической структуре грамматическими навыками, требующими выполнения элементарных речевых действий. Вместе с тем, этот способ ознакомления с грамматическими явлениями имеет ряд отрицательных сторон: затруднено отчетливое осознание всеми учащимися механизма образования и употребления особенно сложного по


своей структуре грамматического явления, т.е.  учитель не может быть уверен, что все учащиеся поняли грамматическое явление одинаково. Грамматические навыки в рецептивных видах^гониф^

аудирования.)

Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте. Поскольку рецепция устного и письменного текста может иметь место как при активном так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки следует классифицировать на рецептивно-активные и рецептивно-пассивные грамматические навыки чтения и аудирования. Из сказанного следует, что термин «рецептивные навыки» нельзя отождествлять только с термином «пассивные навыки», они могут быть и рецептивно-активными при чтении и слушании текста, материалом которого учащиеся владеют активно.

Рецептивно-активные грамматические навыки аудирования базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.

Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями.

Степень совершенства индивидуально-речевого опыта выражается в наличии прочных и развитых слухо-речемоторных и зрительных образов с их значением в долговременной памяти человека.

Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащегося должны быть сформированы также пассивно-рецептивные навыки (в рамках пассивно усваемого грамматического материала).

К таким навыкам относятся:

1) навык узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на
основе имеющихся в памяти образов, созданных в процессе формирования и
развития читательского опыта. Этот вид грамматических навыков
формируется в процессе обильного легкого чтения.

2) дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки анализа (аналитического декодирования) грамматической информации текста. Они формируются в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста и использования элементов анализа грамматических явлений. Этот способ не всегда экономичен во времени, т.к. для правильного понимания каждого исключения в способах образования необходимо приводить достаточно большое количество примеров.

2)     Теоретико-практический (дедуктивный) способ введения
грамматического материала.
Он применяется при введении и тренировке
сложных грамматических явлений и предполагает вначале формулировку
правила, предъявление модели, а затем анализ конкретных примеров,
речевых образов. В настоящее время существует тенденция использования
дедуктивного пути применительно к обучению рецептивной грамматике.


К достоинствам этого способа можно отнести следующее:

1) он создает условия для более точного и осмысленного понимания всеми
учащимися способов образования и сферы употребления данного явления;

2)   позволяет предупредить и сознательно преодолеть отрицательное
влияние родного языка;

3)       дает возможность формировать речевой навык в ИЯ путем «проб и ошибок» и не только в строго детерминированных условиях (по аналогии с РО), но более творчески и самостоятельно;

4)       он более экономичен во времени, т.к. сокращает количество примеров, необходимых для формирования стереотипа по аналогии;

5) позволяет широко использовать схематическую наглядность.
При введении грамматических явлений следует:

1) проанализировать его с точки зрения трудности его усвоения на основе сопоставления с родным языком и ранее изученным грамматическим явлением;

2)      подобрать речевые ситуации, наиболее удачно раскрывающие значение грамматической структуры^Широко использовать наглядность - предметную наглядность, физическую (действия), рисунки, краски, всевозможные схемы;

ф четко и лаконично сформулировать правило:

а) если это правило-инструкция - то указать на те действия, которые нужно осуществить для достижения определенной цели, чтобы употребить грамматическое явление или распознать его;

в) если это правило-обобщение, то оно должно дополняться схемой или рисунком, чтобы привести в систему какие-то разрозненные сведения о грамматических явлениях.

Правила должны распространяться на большое число однородных грамматических явленийдЦеобходимо провести контроль понимания правила.

Целью данного этапа должны быть не только презентация и ознакомление учащихся с данным явлением и теоретическая ориентировка на основе усвоения правила, но и первичное выполнение грамматических действий в соответствующих упражнениях. Если при практической ориентировке эту функцию выполняют имитативные, в большинстве случаев подстановочные, УРУ по образцу, то при теоретико-практическом способе ориентировки наибольшую пользу могут принести языковые аналитические и так называемые предречевые грамматические упражнения.

Второй этап работы над грамматическим материалом - . формирование речевых грамматических навыков путем автоматизации их в устной речи. Это - самый важный этап. Задача его состоит в том, чтобы придать тренировке грамматического явления речевой характер, учитывая трудности, вызванные интерферирующим влиянием соответствующих навыков родного языка, отсутствием языковой среды и ограничением речевой практики.

В этом этапе выделяют два взаимосвязанных периода: \) период стереотипизацш (стандартизации) речевых грамматических действий с целью создания достаточно автоматизированных и прочных (стабильных) речевых связей между грамматической формой и ее функцией в речи путем многократного повторения грамматического явления в сходной ситуации без варьирования. Цель этого периода - добиться сформирования

речевого стереотипа, как основы для создания важнейшего качества навыка -


переноса речевых действий в сходные речевые ситуации. Основным типом упражнений для формирования таких прочных речевых грамматических навыков являются условно-речевые ситуативные однотипные упражнения.

2) период - варьирующий. Цель его - в формировании лабильных качеств речевого грамматического навыка в вариативных условиях речевой тренировки с опорой на варьируемые в определенных пределах ситуативные условные грамматически направленные и подлинно речевые упражнения. Мы на этом этапе добиваемся гибкости навыка, способности к переносу.

Для тренировки используется комплекс языковых и УРУ в определенной последовательности:

1) Дифференцировочные.:

*  В каком из 2-х предложений вы бы употребили данное время (на рус.)

*  Угадайте, какую ситуацию я описываю (у учащихся несколько картинок)

2) Имитационные:

* Скажите, что вы тоже выполняете эти действия; подтвердите.

3) Подстановочные:

*  Выберите из таблицы те предложения, которые соответствуют действию.

*  Расскажите о своем товарище по образцу

4) Трансформационные:

*  Опровергните высказывание.

*  Дополните предложение, используя...

*  Выразите ту же мысль иначе

Упражнениям следует придавать коммуникативный характер, в т.ч. за счет игровых приемов и наглядности.

Этап автоматизации предполагает создание ситуаций, которые мотивировали бы учащихся использовать в речи изученные грамматические явления.

Этот заключительный период формирования речевых грамматических навыков является одновременно начальным периодом третьего этапа -включения навыка тренируемого грамматического явления в речевые умения монологического и диалогического говорения.

4-й этап - Развитие речевых умений.

Читать далее