Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Возраст сайта

Цели обучения говорению.

 

            Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально-детерминированных ситуациях.

            По окончании школы любого типа учащиеся должны:

            а) общаться в условиях непосредственного контакта, понимать и реагировать на устное высказывание партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа;

            б) рассказывать о себе, и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.

            Умение говорения будет отличаться у учащихся разных школ степенью корректности, прочностью сформированности , охватом сфер, тем и ситуаций общения. По окончании базового курса учащиеся должны осуществлять общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи учащихся допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию. Выпускники школ с углубленным изучением иностранных языков должны владеть таким набором речевых умений, которые позволили бы им общаться в большом количестве ситуаций, при этом также допускаются неточности с использованием языковых средств.

            Подготовка выпускников гимназий и лингвистических лицеев должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с учетом избранных профессиональных и личных интересов. Их высказывания должны характеризоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и этикетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений.

            Конкретизация задач обучения связанна с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реализации тех или иных коммуникативных задач. Дадим пример:

            Первый год обучения (2-класс)

Коммуникативные намерения:

            - сообщить о …;

            - запросить информацию о….

Речевые умения:

            - сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать, какой он/она);

            - назвать действия выполняемые человеком, животным;

            - сообщить о местонахождении человека, животного, предмета;

            - указать время действия (день, месяц, время года);

            -описать животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное умеет делать);

            -запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно).

 

            Второй год обучения (3-класс)

Коммуникативные намерения:

            - описать…;

            - охарактеризовать…;

            -запросить информацию….

Речевые умения:

            - описать лицо (назвать имя, возраст, род занятий, место проживания), запросить соответствующую информацию о ком -либо;

            -описать животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно) запросить соответствующую информацию о каком-либо животном;

            - описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, качество, место расположения), запросить соответствующую информацию о каком-либо предмете;

            - прокомментировать действия  сверстника (что и как он делает);

            -описать куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику его/её внешности, описать его/её одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему.

 

                        Система упражнений для обучения говорению.

            Любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных тренировочных/подготовительных и речевых/коммуникативных упражнений.

            Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.

            Подсистема подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его выполнения.

            Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:

        -имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);

            -видоизменение предложений (подстановка, расширение или сокращение предложений, замена реплик в диалоге) ;

 

            -синонимические и антонимические замены;

            -комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);

            -конструирование и образование по аналогии;

            -составление ассоциограмм;

            -вопросно-ответные упражнения.

            На этапе подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься на операции, которые помогают:

            -широко пользоваться аналогией;

            -определять по самым различным признакам искомое;

            -выбирать правильное решение из двух противопоставленных;

            -восстанавливать в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;

            -ориентироваться в структуре предложений;

            -переносить найденное решение в новые ситуации.

            Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:

            Ответить на вопрос, употребив образцы;

            Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;

            Назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;

            Подобрать предложения в хронологическом порядке на темы: « У врача», «Пишу письмо другу»;

            Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;

            Расширить/сократить указанные предложения;

            Описать предмет/явление двумя-тремя фразами;

            Объяснить указанные слова на иностранном языке;

            Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;

             Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;

            Сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию;

            Провести языковую игру (лабиринт, кроссворд).

 

Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к  естественному общению. Они обучают:

            однозначно формулировать основную мысль;

            синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт и всевозможные ассоциации;

            последовательно развивать мысль;

            выражать одну и ту же мысль разными средствами;

            строить высказывание с учётом его прагматической ценности;

            соотносить высказывание с ситуацией общения;

            приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнёра по общению;

 

            соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;

формировать и реализовывать речевое намерение;

адекватно выражать эмоционально-оценочную информацию;

прогнозировать реакцию партнёра и адекватно реагировать на его реплики.

Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая система. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп_- для обучения подготовленной (с позиции преподавателя – управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.        

При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и на многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своём он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.

Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях.

Неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности: сначала идёт этап подготовленной речи, а затем – этап неподготовленной речи.

.Этап развития подготовленной речи.

1. Видоизменение текста-образца.

2. Порождение самостоятельного высказывания:

    а) с помощью вербальных опор( ключевые слова, план, тезисы, заголовки);

     б) с опорой на источники информации ( картина, кинофильм, телепередача);

    в) с опорой на изученную тему

.

Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:

·         ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);

·         постановка узловых вопросов к тексту;

·         диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;

·         составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;

·         драматизация монологического текста;

·         дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма;

·         объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;

·         положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;

·         завершение диалога с ориентацией на подсказку

 (кто, с кем, где, когда и о чём говорит).

 

Речевые упражнения для подготовленной монологической речи:

*воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);

*составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко на родном языке);

*описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма);

*воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;

*объяснение на иностранном языке заголовка;

*определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);

*выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;

*пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);

*сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа, передача информации несколькими фразами;

*составление плана прослушанного рассказа;

*изложение диалога в монологической форме.

 

         Этап развития неподготовленной речи:

            а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм);

            б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или услышанное/увиденное, на собственное суждение, на фантазию);

            в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:

*составление аргументированных ответов на вопросы;

*проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);

*проведение ролевых игр или викторин;

*проведение дискуссии или диспута;

*беседа за круглым столом.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

*придумывание заголовка и его обоснование;

*описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;

*составление ситуаций с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

*обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

*определение и обоснование квинтэссенции высказывания;

*характеристика действующих лиц (места действия, эпохи);

*оценка прослушанного или прочитанного;

*составление кратких объявлений или текстов открыток.

Упражнения всех этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объёму, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

 

                                               Контроль речевых умений

               Правильно организованный контроль речевых умений даёт учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса, в целом. Результаты контроля являются определённым стимулом для совершенствования приёмов обучения языку. Приёмы и формы контроля должны отвечать следующим требованиям:

               1)выполнять не только контролирующую, но и обучающую функцию;

               2)быть адекватными, т. е. на проверку одной формы общения;

               3)не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса;

               4)не требовать больших усилий для проверки и обработки её результатов;

               5)быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям.

               Определённым показателем уровня сформированности умений говорения являются такие параметры, как:

  - количество слов/фраз в сообщении;

  - количество простых и сложных предложений;

  - количество и объём реплик в диалоге.

               Учитываются языковые средства, которыми пользуется говорящий (их разнообразие, степень тематической обобщённости), а также оценивается семантическая сторона высказывания (степень его информативности, связности и развёрнутости, соответствие ситуации общения).

               При проверке сформированности умений диалогического общения на старшем этапе учитываются:

  - быстрота реакции (беглость);

  -наличие и правильная реализация речевых формул;

  -уместность реплик и их разнообразие;

  - правильность использования лексики и грамматических структур;

  - соблюдение характеристик диалога (эллипсность, ситуативность, наличие эмоционально-оценочных слов и предложений );

               При проверке умений монологических высказываний учитываются:

     *разнообразие лексики и грамматических структур, а также  правильность их употребления;

     *развёрнутость и последовательность сообщения;

     *соответствие языковых средств ситуации общения;

     *объём высказывания;

     *наличие речевого намерения и его реализация;

     *количество предложений, выражающих субъективную информацию(личное отношение к высказываемому).

               Т.е. мы можем говорить об использовании данных позиций в качестве критериев оценки говорения.

               При итоговой проверке сформированности говорения программа предусматривает перечень умений, которые и должны стать объектом контроля (тестового или традиционного). Например, в качестве форм контроля можно предложить следующие упражнения:

               -беседа/диалог в связи с содержанием прочитанного/услышанного/увиденного;

               -подготовленное связное сообщение на указанную тему;

               -развёрнутый рассказ с высказыванием собственного мнения на основе увиденного, услышанного/прочитанного;

               -устный реферат прочитанного/прослушанного текста;

               -развёрнутое сообщение на тему описательного и повествовательного характера с выражением собственного мнения/оценки передаваемой информации;

               -неподготовленное высказывание по теме/ситуации;

               -участие в диалоге/дискуссии с включением монологических высказываний и с элементами полемики;

               -подготовленное сообщение по теме на основе нескольких различных источников информации;

               -развёрнутое сообщение/доклад по теме(обзор, отчёт);

               -интервьюирование по теме;

               -комментирование услышанного/прочитанного/увиденного.

Читать далее