Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Возраст сайта

Говорение как цель обучения

 

               Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения – говорением и аудированием как видами РД. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. Т.о., говорение как вид речевой деятельности является одним из средств общения.

               Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение – это всегда взаимодействие с другими людьми.

               Целью обучения в средней школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном вузе, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли» (И.А. Зимняя), и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения.

               Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. «Основу обучения иностранным языкам составляет процесс иноязычного общения» (Л.И. Бим).

               Предметом общения являются взаимоотношения собеседников. В какой то момент у общающихся появляется потребность вступить в контакт, которая становится мотивом деятельности.

               Цель общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их. Измененные взаимоотношения становятся результатом общения.

               Существуют три способа общения: перцептивный (когда люди воспринимают друг друга зрительно, интуитивно), интерактивный (когда люди взаимодействуют друг с другом) и информационный (когда они обмениваются мыслями, идеями, духовными ценностями, интересами). Эти три способа могут использоваться и отдельно и в совокупности.

            Единицей общения является акт общения, в котором участвуют как минимум два человека. Каждый из них в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения. Поэтому можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации. Благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность.

            Различают условно два вида общения:

            !)ролевое общение, которое реализует общественные отношения в их явном виде (например, роль учителя и роль ученика; врача – пациента), они могут в той или иной степени личностно окрашены;

            2)личностное общение, которое реализует личностные отношения в их явном виде, (они могут быть в разной степени окрашены ролью человека в обществе). Так, учитель и ученик могут вести себя в зависимости не только от правил, предписанных ролью учителя и ролью ученика, но и как личности со всеми ее составляющими – мировоззрением, личным опытом, чувствами и эмоциями, интересами статусом в коллективе. Таковы основные характеристики общения.

            Теперь посмотрим, каким должен быть процесс обучения иноязычному говорению.

1)      Между учителем и учащимися должны установиться какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, учебных, т.е. общение должно быть не ролевое, общение учителя и ученика, а индивидуальностей, которые видят друг в друге не официальный статус, а речевого партнера.

2)      Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое есть у некоторых учащихся, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.

3)      Если взаимоотношения между учителем и учащимися как между индивидуальностями (личностями) не возникают, то нет и цели, присущей общению, - изменить эти взаимоотношения.

4)      Должны функционировать все способы общения.

У говорения как речевой деятельности есть свои специфические признаки:

A.    Мотивированность. .Говорение всегда мотивированно, но в методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации в основе которой лежит потребность двух видов: а) потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному. Её можно назвать общей коммуникативной мотивацией. Её уровень не зависит от организации учебного процесса (есть люди разговорчивые и неразговорчивые); б) потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию. Это ситуативная мотивация, уровень которой в решающей степени определяется тем, как мы обучаем, как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы. Ситуативная мотивация создает постоянную мотивационную готовность – чрезвычайно важный фактор для установления речевого партнерства.

B.     Активность. Говорение – всегда процесс активный, ибо в нём проявляется отношение говорящего к окружающей действительности. Это отношение имеет место не только тогда, когда человек говорит, но и когда он слушает собеседника (так называемая внутренняя активность). Проявляется  активность реакции на то, что воспринимается: попутная оценка высказываний, частичное планирование своей реплики и т.д. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения.

C.     Целенаправленность. Говорение всегда целенаправленно, ибо любое высказывание преследует какую-нибудь цель: убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или разгневать его, поддержать его мнение или высмеять его. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами. Цель говорения как деятельности заключается в том, что один человек пытается воздействовать на другого (других) в смысле изменения его (их) поведения (речевого и неречевого), а не просто сообщить ему некую информацию. Целенаправленность говорения осуществляется благодаря стратегии и тактике. Стратегией называется та линия, которую проводит говорящий, направленная на реализацию общей цели, а тактикой – реализация подчинённых задач.

D.    Связь с деятельностью. Содержательный аспект говорения обусловлен сферами деятельности человека. Это определяет отбор речевого материала и его организацию. Второй момент связан со стимуляцией говорения. Потребность убедить кого-либо в чем-либо возникает только в том случае, если ситуация, вызвавшая такую задачу, является следствием каких-либо прежних событий, к которым причастны собеседники.

E.     Связь с коммуникативной функцией мышления. Говорящий решает стратегические и тактические вопросы общения (как опровергнуть, доказать, стоит ли это делать), следовательно мышление ограничено рамками коммуникации и связанных с ней проблем. Говорение – это постоянное решение речемыслительных задач.

F.      Связь с личностью. Психологи выделяют много компонентов присущих личности: потребности, интересы, идеалы, моральные качества, способности, интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства, темперамент, опыт, умения и навыки. Все эти компоненты личности проявляются в деятельности. Общение есть форма общественного поведения, одна из форм проявления субъектно-объектных отношений. Говорение обусловлено всеми компонентами личности: потребности определяют мотивированность говорения, его смысловой аспект; интересы и интеллект – его содержательный аспект; эмоции и темперамент – его выразительность. Личность всегда индивидуальна и проявляет активность своей жизненной позиции, которая выражается в речи.

G.    Ситуативность. Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с контекстом деятельности обеих сторон общения, с их взаимоотношениями как потенциальная способность речевой единицы вмешиваться в систему взаимоотношений, развивать, двигать её в желаемом направлении. Ситуативность есть потенция речевого контакта. Если обучение говорению организовано как процесс постоянного решения речемыслительных задач, то создается связь речевых единиц со всем необходимым, что обеспечивает способность усвоенного речевого материала к переносу в новые ситуации.

H.    Эвристичность. Непредсказуемость речевых действий – это и есть эвристичность говорения. Ситуации общения меняются постоянно,их варианты чрезвычайно многочисленны. Говорящий должен быть готов к деятельности именно в таких постоянно меняющихся условиях, т.е. к эвристической деятельности. А развита эта способность может быть тогда, когда в процессе обучения говорению будут соблюдены все важнейшие стороны самого говорения в плане его эвристичности: а) эвристичность речевых задач; б) эвристичность предмета общения; в) эвристичность содержания общения; г) эвристичность речевых средств. Эвристичность не исключает того, что в говорении используются стереотипизированные действия.

I.       Самостоятельность. Это качество говорения как деятельности проявляется в том, что говорение протекает: а) без заимствования мыслей из предварительно прочитанных или прослушанных источников; б) без опоры на полные или частичные записи того, что используется в речи; в) без опоры на иллюстративное изображение объектов высказывания; г) без обращения к родному языку. Не случайно началом умения считается тот момент, когда программа высказывания составляется самим говорящим (Г.Г.Городилова). Если определенные опоры и используются при подготовленном говорении, то в процессе общения они неуместны, часто просто немыслимы. Говорящий должен быть психологически готов к самостоятельности, воспитание которой является одной из задач процесса обучения говорению.

J.       Темп. Следует помнить, что в процессе говорения основную роль играет не абсолютный его темп, т.е. не количество слогов (слов), произнесенных в единицу времени, а синтагматичность, т.е. расчлененность высказывания на синтагмы (речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Необходимый темп сохраняется в пределах синтагмы. Это создает предпосылки для осуществления речевой тактики, ибо позволяет в паузах между синтагмами продумывать дальнейший ход высказывания.

 

Говорение как продукт

Все качества говорения как деятельности обеспечивают условия для создания речевого продукта (высказывания любого уровня), которому так же свойственны определенные качества:

Ø  Структурность, которая проявляется в том ,что речевые единицы обладают своей структурой, которая присуща любому их уровню: словоформам, словосочетаниям, фразам, сверхфразовым единствам, целому тексту. Познание структуры всех уровней и определение на этой основе речевых образцов имеет для обучения говорению первостепенное значение.

Ø  Логичность, под которой понимается свойство говорения излагать мысли и факты последовательно, как за счет внутренней смысловой связи между ними, так и при помощи специальных средств языка.

Ø  Информативность.  Уровень информативности определяется: для собеседника – ценностью сообщения для него как личности; для говорящего – мерой воздейственности на собеседника, мерой прагматичности. «В применении к высказыванию новое можно интерпретировать как информацию». (И.Р.Гальперин)

Ø  Выразительность проявляется в пяти параметрах: 1)интонационное оформление, 2)логическое ударение, 3)паралингвистические средства, 4)параксемические средства, 5)эмоциональная окраска. «Речевой поступок имеет своим индикатором интонацию» (В.Л.Артемов). Интонация – более важный фактор для понимания, чем правильное произнесение звуков, она играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника. Она способна нейтрализовать даже семантическую и грамматическую структуру высказывания. То же самое можно сказать и о логическом ударении. Для общения предпочтительнее говорение, хотя и с ошибками, но отличающееся наличием адекватных замыслу синтагм, в каждой из которых – нужное логическое ударение, чем безукоризненное произнесение разрозненных слов, где смещены все акценты или где их нет вообще.

Ø  Продуктивность основана на трёх психофизиологических механизмах:

репродукции, комбинировании и трансформации. Механизм репродукции работает на основе памяти. В процессе речи говорящий использует готовые блоки: словоформы, словосочетания, некоторые фразы. По данным Э.П. Шубина, коэффициент шаблонности в английской диалогической речи равен 25%. Ведущими являются механизмы комбинирования и трансформации. Единицами комбинирования служат готовые блоки. Комбинирование может осуществляться в рамках словосочетаний, фраз, сверхфразовых единств и текста. Оно развивается только при постоянном использовании новых ситуаций в обучении. В результате работы механизма трансформации говорящий видоизменяет фразу (или её часть), произнесённую или только появившуюся в его сознании, но отвергнутую на основании оценки её неадекватности какому-либо фактору: состоянию слушателя, тактическим планам, всплывшему в сознании и ранее упущенному факту. Механизмы комбинирования и трансформации делают говорение продуктивным, речетворческим.

           

            Речевое умение как основа говорения

            Л.С.Выготский разработал концепцию речевой деятельности, согласно которой у человека под влиянием речевого общения формируется речевая способность или речевое умение. Чтобы достичь речевого умения как цели, развивать его, учителю нужно знать его структуру, владеть понятиями «навык» и «умение».

            Речевые навыки обладают следующими качествами: автоматизированностью, устойчивостью, гибкостью, сознательностью, относительной сложностью.

            Автоматизированность обеспечивает скорость, плавность, экономичность речевого действия (навыка), готовность его к включению и низкий уровень напряжённости, без чего нормальное говорение было бы невозможно.

            Учителю хорошо известно такое явление, когда, казалось бы, усвоенные в упражнении грамматическое явление или звук, будучи использованными в свободном говорении, употребляются с ошибками. Это явление так называемой деавтоматизации. Следовательно, мало автоматизировать действие, его надо ещё сделать устойчивым, т.е. невосприимчивым ко всякого рода влияниям. Нужно выявить факторы, нарушающие устойчивость навыка, и постепенно провести навыковое действие через эти условия, прежде чем включать его в свободное говорение, т.е. необходим этап совершенствования навыков.

            Гибкость навыка можно рассматривать в двух планах: а) как готовность включаться в новой ситуации; б) как способность функционировать на основе нового  речевого материала. Гибкость навыка формируется в процессе создания автоматизированности и устойчивости за счёт использования условно-речевых упражнений.

            Навык как действие характеризуется также относительной сложностью; он может состоять из более мелких элементарных действий, и сам может быть включён в более сложный навык.

            Сознательность есть свойство навыка, присущее ему благодаря осознанности процесса формирования навыка. С. Л. Рубенштейн писал, что навык есть «единство автоматизма и сознательности».

            Навык есть способность совершать относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, которое благодаря наличию полного комплекса качеств, стало одним из условий выполнения деятельности.

            Каждый из навыков как действие состоит из двух операций, находящихся в тесной взаимосвязи как внутри одного навыка, так и между разными типами навыка.

 

Взаимообусловленность операций в навыках.

 

Произносительный навык

Операция произнесения

Операция интонирования

Грамматический навык

Операция выбора

Операция оформления

Лексический навык

Операция вызова

Операция сочетания

 

            Все рассмотренные типы навыков в совокупности составляют операционный уровень умения.  

            Собственно речевое умение – это мотивационно-мыслительный уровень. Речевое умение как самостоятельное явление обладает следующими качествами: целенаправленностью, продуктивностью, самостоятельностью, динамичностью, интегрированностью и иерархичностью.

            Первые три уже рассмотрены выше. Под динамичностью следует понимать способность речевого умения к переносу. Динамичность обеспечивает говорящему его речевую деятельность в любой новой ситуации общения.

            Под интегрированностью следует понимать качество спаянности навыков. В речевом умении интегрируются: а) навыки разного типа, б) навыки разной степени и уровня автоматизированности, устойчивости, гибкости, сложности, в) автоматизированные и неавтоматизируемые компоненты (жизненный опыт, знания, эмоциональная сфера). Благодаря интеграции умение периодически переходит на более высокие ступени.

            Иерархия речевого умения представлена двумя основными уровнями: операционным и мотивационно-мыслительным, в каждом из которых в процессе становления умения образуются подуровни.

            В операционном уровне различают три подуровня: операции, навыки и цепочки навыков, которые образуются за счёт повышения степени автоматизированности элементов системы, их устойчивости в результате совместного функционирования и их сцепления с другими. Цепочки навыков обеспечивают синтагматичность говорения.

            Что же составляет коммуникативность?

            Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Постоянное практическое пользование языком помогает преодолевать нелюбовь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, ибо согласуется с конечной целью и тем самым обеспечивает усвоение говорения как средства общения.

            Речевая направленность предполагает оречевлённость упражнений, т.е. степень их подобия речи. Это означает использование для формирования навыков не языковых, а условно-речевых упражнений. Все упражнения должны быть упражнениями в проговаривании, а в говорении, когда у говорящего есть определённая речевая задача и когда им осуществляется речевое воздействие на собеседника. Проблема сводится к организации речевого партнёрства в учебном процессе. Речевое партнёрство зависит от коммуникативного поведения учителя. Первым принципом обучения говорению как виду речевой деятельности является принцип речевой направленности.

            Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учёт всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и его личностных свойств. Можно сказать, что для коммуникативного метода индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и активности. Второй принцип обучения говорению как виду речевой деятельности – это принцип индивидуализации при ведущей роли её личностного аспекта.    

            Коммуникативность связана с понятием функциональности. Это понятие означает, что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации какие либо речевые функции. Третий принцип коммуникативного метода обучения говорению, принцип функциональности. Функциональность предполагает также адекватность сообщаемых знаний задачам усвоения системы речевых средств. Учитель должен сообщить только те сведения, которые минимально необходимы для практического овладения тем или иным явлением, сообщены в тот момент, когда требуется предупреждать ошибку, и в той форме, которую обычно называют «правилом-инструкцией».

            Четвертым принципом обучения говорению как вида речевой деятельности является принцип ситуативности. Ситуативная отнесенность есть одно из природных средств речевого навыка, без которого он вряд ли способен к переносу. Если ситуативный характер навыкового действия не зафиксирован мозгом, переноса не состоится. Именно поэтому множество заученных слов и заавтоматизированных грамматических форм остаются лежать в закромах памяти учащихся, когда они вынуждены вступать в общение. Ситуативность необходима и как способ речевой стимуляции, и как условие развития речевого умения. Ситуативность способна создать коммуникативную реальность и тем самым возбуждать интерес подлинностью говорения. Под ситуацией необходимо понимать не совокупность экстралингвистических обстоятельств, а систему взаимоотношений собеседников, отражающуюся в их сознании, под ситуативностью – соотнесённость высказывания с этими взаимоотношениями.

            Пятым принципом обучения говорению является принцип новизны.    Продуктом принципа новизны является интерес к обучению иностранному языку. Знания, усвоенные без интереса,  не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Появлению интереса, его устойчивости способствует новизна материала как по форме, так и по содержанию. Новизна предполагает только информативный материал (для данного конкретного возраста обучаемых), любые фразы, не представляющие интереса, не могут быть оправданы никакими благими соображениями. Ориентиром должна служить продуктивность говорения, а не его репродуктивность. Новизна – это не повторение одного и того же материала, она обеспечивается решением какой-либо мыслительной задачи. Новизна – основа гибкости навыков. В основе навыка лежит динамический стереотип, следовательно, в речевом навыке есть что-то инвариантное и что-то вариативное. С одной стороны – это речевой образец – обобщённая схема, служащая основой для порождения высказывания данного типа. Что же можно варьировать в речевой ситуации? Речевую задачу, событие, меняющее взаимоотношения собеседников, число собеседников, состав собеседников, любое привходящее обстоятельство, характеристику любого участника ситуации общения, постановку проблемы как содержательного компонента ситуации. Варьирование речевых ситуаций и управление использованием в них речевого материала есть главное средство достижения продуктивности говорения. Для развития интереса к овладению речевым умением необходимо постоянное внедрение новизны во все элементы учебного процесса.

Читать далее