Главная Форум RSS
Меню сайта

Документы

Учебная программа
Перечень СО и УО
Нормы оценки
Концепция учебного предмета
Образовательный стандарт
План 2010-2015
Постановление от 15.03.2010г. №36
Организационно-методические мероприятия по совершенствованию преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

УМК

3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Банк презентаций

Делимся опытом

Развитие коммуникативных навыков учащихся с использованием французской методики преподавания иностранного языка
Открытый урок победителя областного конкурса профессионального мастерства “Учитель иностранного языка”
Английский язык. 6 класс. Mysterous things

ИКТ и ЭСО. English

Употребление артиклей
GREAT BRITAIN
FARM
English Nouns
Future Tenses
Food
Vegetables
My family
Pronunciation of sounds
Degrees of Comparison
My day off
Modal verbs
The land of "there" and modal verbs
TAKING CARE OF THE EARTH IS EVERYBODY’S CONCERN
WHAT'S YOUR LINE?
ANIMALS
Animals
Past Simple
The Secrets of English Letters
Have got
The Country mouse and the town mouse
Мир таинственных звуков Англии
I know the ABC
Belarus
At, On, In
Brains Battle
Clothes
TV-films and cartoons
Caution at the Risk of Your Life
The United Kingdom of Great Britain

ИКТ и ЭСО. Deutsch

Урок-соревнование в 3 классе
Deutsche Märchenstraße
Die Jahreszeiten
Gesunde_Lebensweise
Die Sehenswurdigkeiten Berlins
Landschaften in Deutschland

Уроки французского

Урок французского языка в 11 классе по теме «Научно-технический прогресс»

Межпредметная связь

Создание презентации
Учебник HTML

Обучающимся

Психологическая подготовка
Технология подготовки к экзамену
Этапы экзамена
Подготовка к аудированию
Устное высказывание
Ситуации общения
Образцы заданий
Литература

Обучение:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Возраст сайта

Система упражнений для обучения аудированию.

 

Система упражнений для обучения аудированию должна обеспечить:

1)соответствие упражнений психологическим и лингвистическим сложностям воспринимаемых на слух сообщений;

2)возможность корреляции аудирования с другими видами речевой деятельности, в первую очередь говорения;

3)управление процессом формирования умений и навыков аудирования;

4)успешную реализацию конечной практической цели и промежуточных задач обучения.

Различают две подсистемы упражнений: тренировочную (подготовительную) и речевую (коммуникативную).

Подсистема тренировочных (подготовительных) упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это ещё не речевая деятельность, а создание основы и средств для её осуществления. Она призвана обеспечить техническую сторону аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения смысловой обработки знаков более низкого уровня – от слов до микротекстов.

К этой подсистеме упражнений предъявляются следующие требования:

1)сочетание элементарных операций со сложными умственными действиями, развивающими творческие возможности учащихся и позволяющие им уже на данном этапе сочетать мнемическую деятельность с логико-смысловой;

2)строгое управление процессом подготовки к аудированию за счет создания опор и ориентиров восприятия, частичного снятия трудностей, двукратности предъявления;

3)постепенность увеличения языковых сложностей;

4)концентрация внимания на одной сложности или на группе аналогичных сложностей;

5)сочетание в упражнениях известного и неизвестного материала;

6)направленность внимания на форму и содержание.

Примеры подготовительных упражнений.

1. Упражнения для обучения речевому слуху. Например, прослушайте и повторите несколько пар слов: law – lowsaw – so,

прочитайте вслух текст с фонетическими пометками.

2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию. Например, прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;

назовите значения слов, образованных от известных вам элементов:

3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти. Например, прослушайте фразу, добавьте к ней ещё одну связанную по смыслу;

прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те которые относятся к одной теме.

4.Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур. Например, прослушайте фразы, содержащие реалии, переведите их;

прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию, объясните разницу.

5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки. Например, определите значения интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;

определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций на иностранном языке;

прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом- er to listen – listener,

Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению, без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой. Эти упражнения учат:

1)     определять наиболее информативные части сообщения;

2)     устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

3)     соотносить содержание с ситуацией общения;

4)     членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них;

5)     объединять разрозненные смысловые куски в целый текст;

6)     использовать ориентиры восприятия (паузы, ударения, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише) для создания установки на выполнение определенной деятельности с речевым сообщением;

7)     приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления;

8)     соотносить паралингвистические явления с ситуацией общения;

9)     понимать элементы субъективной информации выраженной эмоционально-оценочными словами и предложениями;

10) удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (цифровые данные, даты, имена собственные, географические названия);

11) совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смысловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана  текста);

12) различать воздействующую прагматическую функцию речевых сообщений.

Речевые упражнения должны проводиться на текстах обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач.

Учитывая необходимость управления формированием речевых умений, а также важность взаимодействия аудирования и говорения в подсистеме речевых упражнений, целесообразно выделять группы следующего назначения:

1.Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:

- ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины;

- прослушайте текст, познакомьтесь с 2-3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками.

Данная группа упражнений предназначена для  создания ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки с содержанием, пользоваться синонимическими заменами и видоизменять структурно-композиционную характеристику аудиотекста.             

2.Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:

- прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их или составьте план;

- прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога.

3.Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации:

- прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;

- прослушайте текст, составьте аннотацию (тезисы);

- оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно (неинтересно), ново (не ново).

         Упражнения 2 и 3 групп связаны с расширением, развёртыванием информации, с сопоставлением и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Они дают возможность проверить не только полноту понимания, но и глубину осмысленности содержания, т.е. степень проникновения в подтекст, в прагматический аспект высказывания. Данные упражнения связаны с привлечением новых фактов и сведений, они отличаются критической направленностью и установкой на избирательное запоминание наиболее интересной информации.

            Контроль сформированности умений  аудирования

            Поскольку целью любого контроля является определение уровня сформированности речевых умений и того, насколько точно и полно восприняли учащиеся тот или иной аудиотекст, то целесообразно обратиться к вопросу об уровнях восприятия и понимания.

            Наиболее известной является типология А.Р.Лурия, который выделяет четыре уровня понимания: уровень слов, уровень предложений, уровень сложного синтаксического целого (смыслового) куска и уровень текста. Основным отличием этих уровней являются глубина, полнота и точность понимания.

            Н.И.Гез предлагает несколько иное деление, учитывая данные психологии о ступенчатом характере понимания:

            1) уровень фрагментарного понимания;

            2) уровень общего/глобального понимания;

            3) уровень полного/детального понимания;

            4) уровень критического понимания.

            Уровень фрагментарного понимания свидетельствует о том, что умения слушать не сформированы.  

            Для уровня общего понимания характерно понимание темы как смыслового ядра текста, как обобщённого концентрата всего содержания, которое базируется на уяснении ключевых слов – смысловых опорных пунктов текста. Сформированность данного уровня проверяется путём:

o   ответов на вопросы общего характера;

o   тестов множественного выбора;

o   передачи основного содержания на родном/иностранном языке;

o   перечисления основных фактов в той последовательности, в которой они даны в тексте;

o   составления плана в форме заголовков к смысловым кускам;

o   выделения при повторном слушании ключевых слов/реалий;

o   определения типа текста и основной темы;

o   соотнесения заголовка/иллюстрации с содержанием текста.

Уровень полного понимания предполагает наличие умений совмещать слушание с несложной мнемической и логико-смысловой деятельностью. Данный уровень предполагает понимание деталей и отдельных фактов, а также умение отделять главное от второстепенного, т.е. оценивать текст с точки зрения его значимости и информативности.

            Сформированность умений полного понимания проверяется с помощью:

ü  ответов на вопросы, касающиеся общего содержания и отдельных деталей/фактов;

ü  составления развернутого плана;

ü  пересказа на иностранном языке с опорой на картину (рисунки, схемы, ключевые слова или план);

ü  драматизации текста;

ü  составления резюме/оценки текста;

ü  невербальных способов проверки: составление схемы, таблицы, изображение предметов/деталей;

ü  деления текста на смысловые куски и озаглавливания их;

ü  оценки поступков действующих лиц;

ü  заполнения пропусков, которое основывается на механизмах вероятностного прогнозирования. В зависимости от языковой подготовки учащихся и сложности текста может быть пропущено каждое третье (более трудный вариант) и каждое 11-12-е слово (легкий вариант).

            Уровень критического понимания связан с оценкой аудиотекста, с интерпретацией содержания и смысловой обработкой воспринятой информации. Данный уровень предполагает наличие хорошо сформированных технических навыков и достаточно богатого речевого опыта. Он достижим в основном в школах с углубленным изучением иностранного языка, в лингвистических лицеях и гимназиях на старшем этапе обучения.

            Уровень критического понимания проверяется с помощью заданий проблемного характера. Например:

ü составление рецензии/оценка прослушанного текста;

ü составление аннотации/реферата;

ü сравнение различных точек зрения;

ü определение объективности суждений;

ü обоснование согласия/несогласия с выводами автора;

ü проведение интервью;

ü организация бесед или дискуссий.